«Борьба с наркоманией, пропаганда здорового образа жизни… Шаблонные лозунги и общественные мероприятия подобного рода ведут к диаметрально противоположным результатам. С каждым годом все больше молодых людей тянется к еще более лакомому «запретному плоду», — считает кандидат медицинских наук, психотерапевт-нарколог Областной клинической психиатрической больницы Дмитрий Владимирович Четвериков
— В некоторых странах наркотики легализованы. И это решает хотя бы часть проблем, связанных с неизлечимым заболеванием. Я — за легализацию наркотиков.
— Вы совершенно серьезно считаете, что наркотики у нас в стране могут быть разрешены?
— Я выступаю за легализацию наркотиков. Опыт западных стран показывает, что запреты ни к чему не ведут. Там очень широко используются так называемые метадоновые программы. По статистике, в европейских странах 67% героиновых наркоманов переведены на искусственные наркотики (синтетические аналоги героина). Процесс находится под контролем государства. Просто многие наркоманы состоят на учете в клиниках и через определенный период времени приходят и получаю
свою дозу искусственных наркотиков. В чем выгода подобной работы с наркоманами для врачей и самих наркоманов? Для первых — физическое состояние больных находится под постоянным контролем. Больше шансов, что эти люди не заразятся венерическими заболеваниями, не подцепят инфекций. Они уходят из криминального оборота. Для самих наркоманов это решение сразу двух — материальной и физиологической — проблем. Наркоманы и государственные структуры, мне кажется, должны прийти к консенсусу. Ведь все равно каждый из них будет идти к собственной цели. Подобное соглашение достигнуто пока только в Голландии и Испании. Слабые наркотики легализованы. Есть даже кафе, где можно легально курить марихуану. Но это только в специально отведенных местах. Он колется, это его личное дело. Никто не смотрит на него косо. Но, конечно, существуют определенные законы. Например, если обкурился на детской площадке, то за это взимается большущий денежный штраф. Поймают с героином — уже светит срок. Первый акт по борьбе с наркоманами был издан еще в 1914 году в США. Но с тех пор ситуация на планете с каждым годом только ухудшается. Сейчас, по статистике, в мире 1 миллиард наркоманов и алкоголиков. Есть в истории прецедент, когда наркоманию победили. В Китае в 1948 году. Распространителей расстреливали, а потребители находились в резервации. Но это же только с виду все было благополучно, а что стояло за внешним благополучием? Да и эти лозунги, борьба… Дело в том, что все общественные мероприятия по борьбе с наркоманией совершенно не делают погоды. Ну, вот вспомните, люди выходят с плакатами на площадь. На них надписи типа «Нет — наркомании!» Публично сжигают чучело, символизирующее наркомана. Да что далеко ходить, несколько лет назад у нас в городе проводился референдум по сбору подписей за расстрел торговцев наркотиками. Вы знаете, как к этому отнеслись сами наркоманы?! Ведь они же больные люди, они все это приняли на свой счет. Просто-напросто решили, что их собираются расстреливать. И боялись приходить к нам на лечение, даже те, кто раньше добровольно лечился. А многих новых пациентов, думаю, это отпугнуло. И эти демонстрации, ну сожгли чучело и сожгли, а толку?
— Какой же конкретно выход вы видите?
— Это такое же заболевание, его просто нужно лечить. Что бы не говорили о помощи специальных центров психологической поддержки, различных религиозных объединений, без специального комплексного медицинского лечения здесь не обойтись. А вылечить наркомана окончательно вообще невозможно. Особых иллюзий не строю. Это заболевание — хроническое. У наркомана возможна тоько ремиссия. И периодически больному просто нужно проходить профилактику, принимать курс лекарств для того, чтобы снова не попасть в зависимость. Ну и потом психотерапевтические, психологические методы работы.
— Но сейчас же появилось много новых методов. Они, может быть, более эффективны?
— В Санкт-Петербурге и Новокузнецке проводятся операции (так называемый «стереотаксис»). С помощью электрооборудования или жидкого азота разрушаются определенные участки головного мозга. Но никто из моих знакомых наркологов не видел больного, которому бы после этих операций стало легче. И все статьи в местных газетах очень сильно напоминают рекламу. То же самое можно сказать и про клинику «Детокс», где примерно за 4 тысячи долларов с помощью различных медикаментов просто снимается ломка. Опять же, снятие ломки всей проблемы не решает. Многие состоятельные люди почему-то считают, что в частных клиниках более качественное лечение. Кстати, сейчас ломку где только не снимают — и в стоматологических клиниках, и в хирургических отделениях, это неправильно. Может быть, многие родители наркоманов отправляют своих детей лечиться в частные клиники из-за того, что им не хочется, чтобы их дети числились на учете в психдиспансере? Но тут уже ничего не поделаешь, такова политика государства. Мы тоже снимаем ломку, и обходится это гораздо дешевле, а затем продолжаем лечение психотерапевтическими методами, что без специального образования сделать невозможно. Мы ведь избавляем пациента не только от физической зависимости, но и убираем психологическую.
— Какими методами?
— Существует мнение, что после медикаментозного лечения наркоману необходимо дать интересную высокооплачиваемую работу. Но ведь в наших условиях это нереально. Хотя была в моей практике пара случаев, когда нувориши после снятия ломки продолжали довольно успешно работать в своем бизнесе. Вдруг вспоминали, что деятельность их фирмы сильно запущена и снова раскручивались. Один из наиболее эффективных психотерапевтических методов — это религия. К сожалению, религиозное поведение, фанатизм вполне могут заменить наркотическую зависимость. Ведь это же тоже в определенном плане зависимость. Человек становится зависимым от общения. Люди этого круга имеют, как правде, общие интересы и обычно терпимо относятся к наркоманам. Вот приходит наркоман в свою бывшую компанию, там все от него шарахаются, приходит он в церковь — там его похвалят, напоят чаем, пригреют. Так где же ему будет лучше? Цепляются наркоманы, как правило, не за традиционное православие, они тяготеют к сектантству.
— Но не может привести религиозный фанатизм к психическим заболеваниям?
— Может, но не наркоманов. Во-первых, они выбирают не деструктивно-опасные культы, типа «белого братства», мормонов, а что-нибудь более безобидное. Например, баптистов или кришнаитов. И потом, отклонения на религиозной почве бывают, в основном, у тех, у кого они заложены, скажем, у наследственных шизофреников. А наркоманы находятся в другой плоскости, им нужно быть зависимыми. Так что, вряд ли.
Есть и другие варианты. К сожалению, чаще всего не более благоприятные. Можно заменить наркотическую зависимость алкогольной. А последняя легче снимается. Но у пациента могут быть и какие-то другие привязанности. То, что может поглотить человека полностью. Были случаи, когда больные вдруг увлекались разведением различных овощей, фруктов. То вдруг начинали кактусы выращивать. Женщины частенько создают семью. Причем, это полный бред, что от наркомана должен родиться непременно наркоман. Если человек до зачатия в течение трех-четырех месяцев не употреблял наркотиков, то и его будущий ребенок скорее всего родится здоровым.
— Но и в случае переключения на другие жизненные проблемы нет никакой гарантии, что больной выздоровеет?
— Конечно, наркоман — это хронический больной. Он зависим от окружающих. От родственников. Некоторым родителям, как это ни парадоксально, очень выгодно видеть своего ребенка наркоманом. Может, это все происходит у них где-то на подсознательном уровне. Наркоман — это вечный ребенок, которым можно командовать. Многим мамам нравится, когда их дети всю жизнь привязаны к ним, пусть даже и с таким серьезным заболеванием. Мне известны несколько случаев, когда мы отправляли после длительного лечения ребенка домой, а мама, совершенно не задумываясь о последствиях, сама провоцировала своего ребенка на новые «подвиги». Тяга к наркотикам закладывается ребенку с детства. Если папа мальчика трудоголик, а мама — заядлая дачница, то вероятность того, что ребенок станет наркоманом, возрастает. Ведь ребенок живет рядом. Он с детства запоминает определенную схему поведения: зависеть от кого-либо или чего-либо. Даже в результате самых положительных программ может сформироваться наркоман. Мало того, существует определенная группа людей, дети которой склонны к асоциальному поведению. В силу различных генетических и социальных причин генофонд нации изменился не в лучшую сторону. Цвет нации — кто уехал, кто погиб на войне и т.д. Зато худшие выжили, алкоголики, например. А их дети становятся наркоманами. И изменить здесь что-либо нельзя. Может быть и можно заниматься профилактикой этого заболевания, но я просто лечу.
— А новые открывшиеся центры, оказывающие психологическую помощь молодым?
— Тоже, по-моему, для наркоманов малоэффективны. Когда бывшие комсомольцы, какой-нибудь комитет по делам молодежи начинают активно бороться с наркоманией, мне всегда смешно. У нас просто многие мыслят шаблонно; раз зло — нужно бороться. С чем бороться? Это заболевание, его лечить нужно.