СКОРО БУДЕМ ВИДЕТЬ, ЧЕМ ДЫШИМ

СКОРО БУДЕМ ВИДЕТЬ, ЧЕМ ДЫШИМ

Омск опять попал в число городов с наибольшим уровнем загрязнения воздуха

В советские времена Омск считался одним из самых грязных с экологической точки зрения городов России. Сосредоточенные в областном центре промпредприятия и энергетика травили атмосферу над ним, гарантируя нам место в «черном» списке неблагополучных территорий. С развалом промышленности дышать омичам стало полегче, но ненадолго. Если верить статистике, в 1998 году в Омске был зафиксирован самый высокий уровень загрязнения атмосферы за всю историю. Работающих заводов действительно стало меньше. Зато количество автомобилей на дорогах увеличилось в разы. «Скоро мы будем видеть то, чем дышим», — грустно шутят экологи.

Однако есть и обратное утверждение. Оказывается, наш город вычеркнули из «грязного» списка несколько лет назад. И вообще, воздух стал намного чище… Так кому верить? Департамент природных ресурсов министерства промышленности, транспорта и связи Омской области, осуществляющий контроль за охраной атмосферного воздуха, отказался предоставить «Вечернему Омску» информацию по этому поводу. Неужели то, чем сегодня дышат омичи, хранится в строжайшем секрете? «Вечерка» отправилась на один из стационарных постов Центра мониторинга загрязнения окружающей среды, расположенный на площади Лицкевича.

В небольшой будке с флюгером на крыше масса всевозможных трубок и колбочек. «Работаем по старинке, — рассказывает инженер-химик лаборатории воздуха Татьяна Рощупкина. — Посты не автоматизированы. Три раза в сутки сюда приезжает наблюдатель и на уровне дыхания производит отбор проб воздуха на содержание 27 вредных веществ. Потом эти пробы анализируются в специальной лаборатории».

Результаты по-прежнему удручающие. Незначительное уменьшение выбросов вредных веществ от промышленных предприятий не привело к снижению общего уровня загрязнения. Содержание в атмосфере формальдегида, бензапирена, этил-бензола и аммиака нередко превышает все предельно допустимые концентрации. «Из «черного» списка нас никто не вычеркивал, — говорит начальник центра Ольга Деманова. — В прошлом году Омск опять попал в число городов с наибольшим уровнем загрязнения воздуха. Так что экологическая обстановка на самом деле оставляет желать лучшего».

Однако, как выяснилось, сложившаяся система мониторинга все-таки не позволяет судить об истинном состоянии нашей атмосферы. Когда-то в городе работал 31 стационарный пост наблюдений. Теперь осталось только семь — да и те расположены в основном в жилых массивах. Специалисты утверждают: установи наблюдение вдоль магистралей или в районах некоторых промышленных узлов — датчики просто зашкалит.

— Огромные территории давно выпали из-под нашего контроля, — сетует Татьяна Рощупкина. — Нет поста в Юнгородке, а рядом «Сатурн», ОМП имени Баранова. Не ведется мониторинг и в Амурском поселке.

Следить за загрязнением в санитарно-защитных зонах по закону должны сами предприятия. Но как они это делают, остается исключительно на их совести. Что касается дополнительной сети постов, то по нормативам ГОСТа в миллионном городе должно иметься 15-20 подобных объектов. Из-за их отсутствия реальную картину загрязнения отследить невозможно.

В итоге получается, что предприятия, расположенные вне «зоны контроля», могут выбрасывать в воздух все что душе угодно.

Попадутся навряд ли, потому что даже «нагадивших» в районе постов природоохранники ищут практически «вслепую».

— Вместе с отбором проб мы снимаем и метеорологические показатели, — рассказывает Ольга Деманова. — Потом по розе ветров инспектора департамента природных ресурсов определяют — могло или нет конкретное предприятие превысить норму выбросов.

Проще говоря, откуда ветер дует, там и находятся виноватые. А для многих промышленников роза ветров не существенный аргумент. В результате штрафуется всего 1 — 2 процента загрязнителей.

Ночью же вообще никакие пробы не снимаются. И круглосуточная служба главного управления природных ресурсов теперь закрыта. Так что единственные тревожные сигналы о выбросе вредных веществ в вечернее время — возмущенные звонки горожан в службы спасения. Жалобы омичей на запах бензина или тухлых яиц порой являются главным основанием для проверки. Постоянная реструктуризация надзорных органов сказывается на их работе не самым лучшим образом. «Реальный способ снижения загрязнения воздуха — регулирование выбросов предприятиями при неблагоприятных погодных условиях, — считает Ольга Деманова. — Однако природоохранное законодательство в этом плане соблюдают только 12 из 58 местных предприятий первого и второго классов опасности. К сожалению, к нарушителям относятся слишком лояльно. Поэтому в последние годы смог над городом во время штиля — обычное явление».

За последние пять лет в Омске зафиксировано увеличение среднегодовых концентраций ацетальдегида, оксида углерода, сажи и других вредных примесей. При этом необходимо учесть, что в области выбрасываются в воздух 19 канцерогенных веществ и только 8 из них определяются на постах гидрометеослужбы. Тетрахлорметан, хлороформ, отработавшие газы дизельного топлива и прочие ядовитые соединения нигде не учитываются. Поэтому достоверно оценивать канцерогенный риск для здоровья населения достаточно сложно, считают специалисты Роспотребнадзора.

К примеру, загрязнение воздуха от автотранспорта не приводит к моментальному ухудшению самочувствия горожан. Но проблема не видна только на первый взгляд. В дальнейшем, по словам врачей, возникают опосредованные необратимые эффекты.

Выявлено, что в жилых домах вдоль крупных магистралей, особенно вокруг перекрестков, — более высокий уровень заболеваемости бронхиальной астмой и раком кожи, чем в среднем по городу.

Так что говорить о выходе из «черного» списка нам все-таки еще рано.