Честно говоря, трудно вспомнить, чтобы в середине ноября проект основного финансового документа города на следующий год уже прошел первое чтение. По традиции прошлых лет, Омск обычно вступал в новый год без бюджета. А в этом году почти целый квартал город жил без бюджета. Теперь ситуация кардинально изменилась.
Проект главного финансового документа города, профессионально подготовленный специалистами мэрии, прошел уже своеобразную общественную экспертизу. Его основные параметры и планы социально-экономического развития города в будущем году озвучил в бюджетном послании мэр города Виктор Шрейдер. А на последнем заседании горсовета депутаты единогласно, что при решении столь важных вопросов бывает крайне редко, проголосовали за принятие проекта бюджета на 2006 год в первом чтении.
Проект бюджета представил депутатам заместитель мэра, директор департамента финансов Богдан Масан. С содокладом выступил председатель постоянной финансово-экономической комиссии горсовета Александр Мясников. Он сообщил, что проект бюджета обсуждался во всех комиссиях горсовета. После рассмотрения проекта документа его параметры несколько изменились: доходная часть увеличилась до 7 686 971,2 тыс. рублей. Возросли и расходы — до 8 196 713,7 тыс. рублей. Дефицит бюджета в этом варианте составил 509 742, 5 тыс. рублей, что составляет 6,2 процента к общему объему расходов.
При формировании доходной части бюджета значительную роль (53% в структуре доходов) играет налог на доходы физических лиц. Его рост на 20,7% обусловлен, по словам Богдана Масана, увеличением заработной платы работников как в производственных отраслях, так и в бюджетной сфере. Поэтому чем больше население зарабатывает и, соответственно, платит в бюджет, тем больше средств можно пустить на социальные статьи. Второй по величине — единый налог на вмененный доход. Большое значение имеют земельный налог и ряд других источников пополнения городской казны.
Однако в целом сумма налоговых поступлений из-за изменения нормативной базы сократилась. В связи с этим, отметил директор департамента финансов, возрастает роль неналоговых доходов. В первую очередь речь идет о повышении эффективности использования муниципального имущества.
По сравнению с бюджетом прошлого года, существенно увеличились расходы городской казны на финансирование основных социальных статей. В процентном соотношении рост составил: 21,7% — по статье «Образование», 18,1% — по статье «Культура, кинематография, СМИ», 26,8% — по статье «Здравоохранение и спорт» и 42,1% — по статье «Социальная политика». Утвержден план финансирования общегородских целевых программ. Под каждую из утвержденных горсоветом 48 целевых программ будут заложены средства для ее реализации.
В проекте бюджета установлен предельный объем муниципального долга города, который по состоянию на 1 января 2007 года должен составить 4916 605,4 тыс. рублей. В том числе предельный объем муниципальных гарантий, предоставленных администрацией города, — в размере 125 000 тыс. рублей.
Депутаты немного поспорили о том, как назвать бюджет города на 2006 год. Не все согласились со звучным словосочетанием «бюджет развития». Компромиссный вариант предложил председатель горсовета Александр Цимбалист, назвав предложенный проект переходным. По его словам, это еще не бюджет развития, но уже и не бюджет выживания. На том и порешили. Утвердив основные параметры, депутаты в рамках подготовки ко второму чтению приступили к постатейному обсуждению проекта основного финансового документа города.