До 18-летия многие вряд ли доживут
Картину довершают переполненные контейнеры и мусоропроводы во многих дворах. Поэтому, чтобы прояснить ситуацию, я и отправился в МУП. «Спецавтохозяйство по уборке города». Разговор с главным инженером этого предприятий Русланом Рыжкиным начался после того, как он решил неотложный вопрос. Во дворе дома № 85 по проспекту К. Маркса спецавтомашина ГАЗ-53 провалилась по самую раму, так и не доехав до площадки с мусорными контейнерами. На выручку пошли два тягача-вездехода, но и они не смогли вытащить груженый мусоровоз. Пришлось разгружать машину. Тем временем подъехал подъемный кран — и только тогда общими усилиями удалось вызволить ГАЗ-53 из плена. Руслан Николаевич объяснил:
— Ситуация типичнейшая, подобные случаи у нас начались с конца февраля с первыми оттепелями. Проваливаются и ГАЗы, и ЗИЛы, и КамАЗы — последние, если загружены почти под завязку, а это без малого 12 тонн мусора, вытащить особенно трудно. Всю зиму внутриквартальные подъезды не чистились, вот — и результат. Поэтому переполнены сегодня контейнеры во многих дворах.
Р. Рыжкин показывает мне один из последних актов, которые ежедневно составляют представители «Спецавтохозяйства» вместе с санэпиднадзором. В бумаге перечислены два десятка адресов в Советском округе, куда подъехать невозможно. Те машины, которые попытаются это сделать, ожидает участь упомянутого ГАЗ-53. Понятно, после таких происшествий машины ломаются, причем, основательно. И техническое состояние до предела изношенных спецавтомобилей, даже после ремонта, становится совсем аховым. Вообще же, процент износа машин в «Спецавтохозяйстве» — 98 процентов. Основной части машин уже более десяти лет, но есть и ветераны, отработавшие 18 лет и больше. Впрочем, в нынешних условиях более молодым машинам такой солидный возраст вряд ли грозит, до своего восемнадцатилетия они вряд ли доживут. В том числе и самые «юные» пять автомобилей, которые были закуплены городом для предприятия к его 75-летнему юбилею, отмечавшемуся в 1995 году.
Сегодня «Спецавтохозяйству» из экономии все ремонты приходится делать своими силами, тратя немалые средства на запчасти. При этом детали для самих машин хотя бы можно купить, а вот если из строя выходит гидрооборудование манипуляторов, захватывающих контейнеры, — дело плохо. Гидрораспределители и гидроцилиндры болгарского производства можно заказать только через Москву, и стоит это оборудование до десятков тысяч рублей. Ну а все резинотехнические изделия приходится делать самим.
КАЖДОМУ ОМИЧУ — ПО СВАЛКЕ
Увы, контейнеры предприятие своими силами делать не может, а срок службы большинства из пяти тысяч мусоросборников давно превысил положенные шесть лет. Последние две тысячи были изготовлены на «Полете» в 1994-1995 годах. Проржавелые же контейнеры разваливаются каждый день. Захватит манипулятор такую дышащую на ладан емкость — и остаются в мехруке одни железки, а весь мусор оказывается на площадке. Бывает, что и на голову водителя высыпается. Впрочем, сокращению срока службы контейнеров хорошо помогают ПЖРУ и жильцы, ссыпая в них не только твердые бытовые отходы, как положено, но и, скажем, строительный мусор. Емкости рассчитаны на 500 килограммов, а в них порой оказывается до тонны. Конечно, не все контейнеры после этого разваливаются, но спецмашины перегружаются намного больше допустимого. Отсюда еще одна причина их частых поломок. Если же водитель не заметит, что подожженный мусор в контейнере тлеет, приходится звать на помощь пожарных, а потом перекрашивать почерневший автомобиль.
Но не только поломки автомашин и контейнеров повинны в том, что мусорные площадки порой имеют такой неприглядный вид. Существует график, в соответствии с которым «Спецавтохозяйство» заезжает в наши дворы. И это время определяют с учетом того, что энное количество жильцов выбросит энное количество мусора — тех самых ТБО. Когда же кто-то сломает в квартире перегородку и вынесет это «добро» в контейнер, а потом еще хорошо добавят своего мусора близлежащие магазины — тогда, естественно, емкости переполнятся задолго до приезда машины. В «Спецавтохозяйстве» пытаются бороться с многочисленными фирмами, которые договоров не заключают, а свой мусор высыпают. Но результатов почти нет, потому как нет реальных рычагов воздействия. Так же, впрочем, как и на организации и предприятия, устраивающие импровизированные свалки по всему городу. За последнее время объем мусора, вывезенного для утилизации на Ленинскую свалку-полигон, сократился в пять раз. Значит, остальные отходы как раз и «украшают» наш город в самых неожиданных местах. Организации экономят: и талоны в «Спецавтохозяйстве» приобретать не надо, и ГСМ меньше тратится.
О ЦЕНАХ НА МУСОР
Самому же муниципальному предприятию нужно ежедневно не меньше трех тонн горючего для машин, чтобы вывезти плановые две тысячи кубометров отходов. Так что почти вся имеющаяся наличность на это и уходит, и найти средства на зарплату чрезвычайно трудно. Сейчас в «Спецавтохозяйстве» выдают деньги только за октябрь прошлого года, поэтому причины текучести кадров объяснять не надо. Руслан Рыжкин говорит:
— Все наши финансовые беды — из-за огромных долгов бюджета, организаций и жильцов. По состоянию на 1 марта жилищные организации были должны 3 млн 894 тыс. рублей, областной бюджет задолжал по компенсациям за льготы 3 млн 797 тыс. рублей, город не заплатил по жилищным субсидиям 1 млн 79 тыс. рублей, большие суммы долгов у различных бюджетных организаций. Поэтому, в свою очередь, растут наши долги по налогам и платежам во внебюджетные фонды.
«Спецавтохозяйство» пытается бороться с крупными неплательщиками. Так, мы подали иск в арбитражный суд на МПЖХ Центрального округа, которое должно более миллиона рублей еще с 1997 года, до введения единой квитанции. Ну а другой иск предприятие подало на налоговиков, которые требуют заплатить НДС с 1997 по 2000 год, как мы считаем, вопреки закону. Если же «Спецавтохозяйство» проиграет этот суд, то оно будет, без преувеличения, разорено — ведь требуется срочно отдать пять миллионов. А где их взять?
Недовольны в «Спецавтохозяйстве» и существующими тарифами на вывоз мусора. С апреля прошлого года омичи платят три рубля с человека в месяц — 60 процентов себестоимости. Между тем еще в 1999 году предприятие запрашивало у горсовета тариф в три рубля 98 копеек. И Р. Рыжкин считает: без повышения не обойтись. Но здесь, мне кажется, нужно еще очень хорошо посмотреть, прежде чем увеличивать суммы платежей. Не собирается ли «Спецавтохозяйство», как и другие организации, переложить неплатежи своих должников на плечи населения? И не лучше ли тогда горсовету сначала помочь «Спецавтохозяйству» в возвращении долгов? Впрочем, в отношении неплатежей из областного бюджета это вопрос весьма и весьма проблематичный.
Но главные надежды на будущее в «Спецавтохозяйстве» возлагают все-таки не на повышение тарифов, а на генеральную схему санитарной очистки города. Этот перспективный план предусматривает строительство мусоросжигательного завода и нового полигона утилизации в Советском округе, четкую систему вывоза отходов. В том числе из частного сектора, откуда мусор сегодня практически не вывозится, что заставляет жителей делать свалки где попало. Предусмотрены в документе и другие меры по санитарной очистке, которые крайне необходимы. Сейчас проект генеральной схемы проходит этап согласований, а потом уже будет представлен на суд горсовета. И если депутаты примут его, процесс превращения города в свалку удастся остановить.