Всё в этой жизни имеет свою цену: вода, свет, тепло, недвижимость, предметы искусства. Весь вопрос в соответствии и пропорциях. Особенно если дело касается предметов хотя и материальных, но являющихся продуктом творческого процесса. Таких, как, например, живописные полотна, скульптуры, графические листы. Всё так, но…
«Арбитражный суд Омской области. Решение. (…) Взыскать с Омской областной организации Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» г. Омска в пользу Департамента недвижимости г. Омска 94 575 рублей 63 коп., из которых: основной долг в сумме 64 575 руб. 63 коп. и неустойка в сумме 30 000 рублей 00 коп».
Это последний из многих подобных вердиктов, вынесенный в конце октября относительно художественных мастерских, расположенных по адресу: Красный путь, 18. А до этого уже состоялись столь же малоутешительные для СХ решения по студиям на Нефтезаводской, бульваре Победы, проспекте Мира и по другим адресам. Суть претензий департамента недвижимости: художники задолжали за аренду муниципальной собственности в общей сумме с набежавшей пеней 2 млн 420 тысяч рублей. В ходе судебных слушаний удалось снизить цифру до 800 тысяч рублей, но и такой «малостью» организация не располагает.
А коль нет денег, то изволь освободить занимаемые помещения. До свидания, Сергей Александров, Евгений Дорохов, Иван Желиостов, Римма Камкина, Георгий Катилло-Ратмиров, Виктор Маслов, Михаил Разумов, Сергей Сочивко, Амангельды Шакенов и еще десятков пять заслуженных, именитых и начинающих мастеров. Попользовались благами цивилизации, помазюкали свои картинки — пора и честь знать. Мастерские у вас знатные, находятся в элитных районах города, потому желающих открыть здесь офис или магазин и заплатить за это полновесным рублем найдется предостаточно. Городу есть на что потратить вырученные от сей операции средства. В самом деле, не в культуру же их вкладывать?
В общем-то, на первый взгляд пафосная риторика здесь неуместна, поскольку отдает демагогией, В цивилизованном обществе, к которому мы сейчас себя благополучно причисляем, принято платить по долгам — будь ты бизнесмен, журналист или художник. Но в том-то и печаль, что Союз художников должником себя не считает, «Акт приема-передачи. Мы, члены комиссии Омской организации Союза художников России, с одной стороны, и бухгалтер управления культуры администрации г. Омска Шибитько Е. Ф., с другой стороны, составили настоящий акт о том, что передаем в дар городу произведения омских художников, представленные на выставке, посвященной 286-летию Омска, в количестве 92 работ стоимостью 535 700 рублей».
Печати, подписи — всё как положено. Акт датирован 2002 годом, и к нему прилагается список переданных городу работ с означенной ценностью.
Член правления Омской организации СХ Борис Миронов недоумевает: «Мы всегда рассчитывались за аренду мастерских своими произведениями, формально они проходили как дарение, но общую сумму муниципалитет засчитывал Союзу в качестве арендной платы. Не знаю, что случилось в 2003 году, когда по какой-то причине целая выставка, переданная городу, не была проведена по бухгалтерским документам. Тогда и образовалась эта мнимая задолженность, которая сегодня привела организацию к абсолютно катастрофическим последствиям». То есть далекие от юридических формальностей творцы наивно считают, что они рассчитались с муниципальными властями сполна. С другой стороны, проигранные СХ суды доказывают обратное. И здесь нет претензий к логике чиновников департамента недвижимости, которые заявляют, что их задача — требовать неукоснительного соблюдения правил пользования муниципальной собственностью. Но вызывает недоумение позиция городского управления культуры, которое не посчитало возможным вмешаться в ситуацию. Ведь, кроме ближайшей перспективы изъятия скульптур и картин судебными приставами, в декабре истекает срок безвозмездного пользования помещениями, занятыми художниками под студии. В письме на имя Александра Цимбалиста председатель правления СХ Александр Макаров излагает суть прошения: «Ни в коей мере не претендуя на списание долга, мы ищем варианты в деле заключения компромиссного соглашения по зачету задолженности по арендной плате предоставленными произведениями художников.
В августе сего года мы обратились к мэру Омска В. Ф. Шрейдеру с просьбой включить в бюджет 2006 года безвозмездную аренду мастерских-студий. Но, к сожалению, нам стало известно, что в список организаций на предоставление безвозмездной аренды Омская общественная организация Союза художников России не включена»…
Вот так. Мало того, что коммунальная плата за мастерские художникам начисляется как за производственные площади (вдвое дороже, чем жильцам обычных квартир), мало того, что переданные муниципальным властям работы украшают городские музеи, а Союзу взамен выставлены колоссальные счета, так еще и впереди ожидает окончательная бездомность.
Нужно понимать, что мастерская для художника — это не просто место работы, встреч с коллегами, распития водки, в конце концов. Мастерская — это творческая лаборатория, где идет постоянный художественный процесс, результатом которого становится та самая культурная среда обитания, что составляет неповторимую ауру города, его глубинное отличие от прочих местностей российских. Можно побить каменьями и выгнать за городские ворота художников, композиторов, архитекторов, актеров — и лет через двадцать никто не отличит Омск от Томска, Новосибирск от Красноярска, Тюмень от Барнаула…