С КОСОЛАПЫМИ НА РАВНЫХ

С КОСОЛАПЫМИ НА РАВНЫХ

Зданию Омского цирка уже 28 лет. Какие только труппы не выступали на его арене за это время! Одни артисты уезжают, другие - приезжают, встретить, разместить гостей - дело непростое, хлопотное

Разумеется, основная часть забот ложится на плечи-директора принимающей стороны. Без малого четыре года нашим цирком руководит народный артист России Грант Евгеньевич Ибрагимов, цирковой стаж которого перевалил за тридцать лет.

О цирке

— ГРАНТ Евгеньевич, отличается ли сегодняшний цирк от цирка 30-летней давности, когда Вы только начали выступать на арене?

— Нет, в общем, цирк не изменился, он остался таким же традиционным, как и раньше. Другим стало лишь его оснащение, усовершенствовалась техника безопасности. Кроме того, в мире появилась тенденция к цирку без животных, что в первую очередь связано с движением «зеленых». У нас такого пока нет, но во многих странах уже существуют цирковые программы, в которых выступают только люди. За рубежом все неохотнее стали принимать цирки, где звери — такие же полноправные артисты, как и люди. Или же требуют, чтобы для животных были созданы такие условия содержания, которые с нашими возможностями создать просто нереально.

Например, чтоб у каждой особи была отдельная клетка размером с комнату.

Вообще, замечает Ибрагимов, время на зрителе сказалось не сильно. Скорее, изменилось отношение к цирку вообще. Никакого ажиотажа — не то, что раньше, когда билетов было не достать. Дело даже не в цене, хотя по меркам дня сегодняшнего это достаточно скромная сумма. Скажем, билет на первый ряд стоит 70 рублей, тогда как самый дешевый всего 20. Наверное, организовать досуг ребенка стало много проще. Кино, домашний компьютер или, на худой конец, телевизор, чтобы вообще не тратить деньги.

Собственной цирковой труппы в Омске, как и в любом другом городе, нет. Исключение составляют московский цирк им. Ю. В. Никулина, который сейчас набирает артистов, и Цирк на Ленинских Горах. В городах — только здание цирка и обслуживающий его штат. А непосредственно цирковые труппы создаются в Москве, оттуда и направляются на гастроли по маршрутам, определяемым компанией «Росгосцирк». Все цирковые труппы находятся в государственном подчинении, и зарплату артисты получают не за выступления, а, как и в любом госучреждении, по тарифной сетке разрядов.

— Сколько в среднем зарабатывает артист цирка?

— По самому высшему, семнадцатому, разряду положено 800 рублей, плюс различные надбавки за мастерство. Если артист и получает три тысячи, рискуя жизнью, то это еще очень хорошо. Стоит ли удивляться тому, что дети цирковых артистов все реже и реже идут по стопам родителей. Да и сами отцы уже не стремятся своих отпрысков отправить в цирковые училища, как это было всегда. Выбирают более престижные учебные заведения, образование, которое позволит обеспечить достойную жизнь. Увы, но будущее цирковых детей вырисовывается отнюдь не в радужном свете.

О себе, о карьере, о партнерах

— МОИ родители никак не были связаны с цирком. Отец военный, мама- при нем. А я с детства тяготел к театральному искусству. В школе участвовал в самодеятельности, в народном театре играл, спортом занимался. Помню, как-то в Казани, где наша семья наконец-то обосновалась после многочисленных переездов, впервые создавалась цирковая студия. Вот туда, по совету друзей, я и решил поступать. Было очень интересно попробовать свои силы в этой сфере, посмотреть, на что гожусь. Оказалось, для цирка — вполне. Вот так, можно сказать, случайно цирк стал моей судьбой.

— Из цирковой студии Вас выпустили акробатом, а сейчас Вы дрессируете медведей. Странные, на мой взгляд, метаморфозы…

— Азы дрессуры мне посчастливилось познать еще во время учебы. Еще будучи студентом, я ассистировал дрессировщику медведей, который и раскрыл секреты общения с животными. Четыре года я выступал в групповом номере акробатов. А потом появилась потребность сделать что-то свое, сольное, когда звери вырастают, начинаем пожинать плоды своих трудов. Иногда, правда, природа берет свое — хищник есть хищник. Бывает, медведь на нас проявляет свои бойцовские качества.

— Страшно?

— Конечно. Непредсказуемость медведя заставляет обливаться холодным потом. Знаете, что в такой ситуации самое сложное? Не подать вида зверю. Зритель и поймет, и простит. А вот медведь, однажды почувствовав слабинку, потом будет постоянно ловить. Это одно из самых умных животных, которое знает хозяина, как облупленного. С косолапым всегда надо держать ухо востро.

— Сколько лет медведь может выступать на арене?

— По-разному. Все зависит от «личных» качеств косолапого артиста. Например, одному из наших медведей осенью исполнится 25 лет. Такому долгому стажу он обязан мягкостью своего характера. Бывает, что по мере роста и взросления медведь становится злобным и агрессивным. С таким мы долго не работаем, приходится отдавать в зоопарк.

— Трудно ли совмещать работу администратора и циркового артиста?

— Конечно, став директором, увы, все меньше и меньше уделяю животным времени и внимания. Успокаивает то, что с косолапыми у меня все налажено, не надо изобретать чего-то нового. Только поддерживать их в форме. Очень здорово помогает жена, ведь она, как и я, полноценный дрессировщик и большую часть нагрузки взяла на себя.

— А как Вы попали в Омск?

— До того, как стать руководителем здешнего цирка, я часто бывал здесь на гастролях. Мне понравился город и омичи, которые просты в общении. А ведь простота притягивает. В Омске я уже четыре года и пока ни разу не пожалел, что приехал сюда. Думаю, что и потом не разочаруюсь в своем выборе.