Почему?
В конце прошлой недели в Омске опять вылавливали незаконных мигрантов. Представители силовых структур и надзорных органов проверили несколько городских кафе и рынков — нелегалы работали практически везде. На меховой оптовке, не имея при себе никаких документов, торговали китайцы. В кафе на территории авторынка по улице 10 лет Октября варили обеды таджики и узбеки. В кафе «Эхром» на улице Березовского тоже «кашеварили» два гражданина Таджикистана… Миграционных карт, санитарных книжек и разрешения на трудовую деятельность не оказалось ни у кого.
Об объявленной амнистии незаконных мигрантов задержанные рабочие слыхом не слыхивали. Между тем пилотный проект по легализации в России выходцев из стран СНГ действует в Омске почти целый месяц. Наша область попала в число восьми регионов России, где в качестве эксперимента каждому уже находящемуся здесь нелегалу теперь официально выдают «добро» на труд. Вне зависимости от нарушений. Исключением является только уголовное прошлое.
Как сообщил «Вечернему Омску» начальник управления по делам миграции УВД Омской области Олег Давыденко, главная цель эксперимента — выявить слабые места в процессе оформления разрешительных документов и вывести незаконных мигрантов из «теневого коридора». «Этих людей нередко используют как дешевую рабочую силу, — пояснил О. Давыденко. — Они живут в антисанитарных условиях, трудятся сутки напролет и получают гроши. При этом не имеют никаких прав».
Миграционные карты и прочие документы всем обратившимся в управление оформляют затри дня, потом отпускают с миром. Однако сами нелегалы не торопятся попасть под амнистию. Что касается их работодателей, то пока силовикам добровольно сдались лишь пара десятков частных предпринимателей. Почему?
По закону после официальной регистрации хозяин-работодатель должен заплатить за каждого бывшего нелегала четыре тысячи рублей. Плюс одну тысячу — в страховую компанию. Плюс — оформить трудовой договор и создать нормальные условия для работы и проживания. Кому нужна такая обуза?
Нелегалов у нас, действительно, привыкли использовать как дешевую рабочую силу. Недавно на строительстве частного коттеджа в Центральном округе обнаружили подпольную бригаду из десяти азербайджанцев. Они жили прямо на стройке, спали на ледяном полу и ели что придется. В то, что «попавшийся» хозяин теперь снимет для них квартиры и будет кормить до отвала, как-то не верится. Он просто заплатит штраф и наймет других добровольцев. Желающих — уйма. Потому что даже на «голую» зарплату в четыре тысячи любой таджик или узбек может содержать на родине всю свою многочисленную семью.
И еще один момент: в этом году сотрудники милиции накрыли очередную «китайскую» квартиру, заваленную мешками с соей. Трое жителей КНР изготавливали из нее «в домашних условиях» соевый соус и сбывали по торговым точкам. Сколько таких «подпольных» фабрику нас в городе — не знает никто. Но то, что их хозяева не поведут своих нелегалов на регистрацию, — понятно однозначно. Иначе придется и бизнес легализовывать…
«Мы понимаем, что конечные итоги эксперимента полностью зависят от работодателей, — говорит Олег Давыденко. — Поэтому обратились за помощью в дирекцию муниципальных рынков, во все строительные организации с просьбой оказать содействие». Но если крупные компании еще готовы раскошелиться на легализацию своих сотрудников, рассчитывая на последующую прибыль, то более мелкие фирмы, набирающие мигрантов «вахтовым методом», навряд ли согласятся на регистрацию. «Мне нужно отделать загородный дом, работы там максимум на месяц, — говорит омский предприниматель Сергей К. — Так что платить за каждого рабочего государству мне просто не выгодно. Тот же штраф обойдется гораздо дешевле — максимум тридцать тысяч. Но пусть сначала эту бригаду обнаружат и докажут мою вину».
Сотрудники миграционной службы надеются на сознательность самих незаконных мигрантов. «Эксперимент по амнистии продлится до конца декабря, — говорит Олег Давыденко, — потом к иностранцам, работающим на нашей территории без разрешительных документов, будут предприняты самые жесткие меры. — Уже сейчас мы проводим специальные рейды практически каждый день. Ни одна проверка не обходится без выявления нелегалов».
Самое страшное наказание для гастарбайтеров — депортация. В этом случае они лишаются права въезжать на территорию Российской Федерации в течение пяти лет. Нынче из Омской области уже выдворили 396 человек. На обратные билеты «загостившимся» иностранцам управление по делам миграции потратило полмиллиона рублей.
В 2005 году через Омскую область в Россию въехало около 300 тысяч иностранцев. Зарегистрировалось — 44 тысячи. Это официально. Где потерялись остальные — никому не известно. Сколько «гостей» переквалифицировалось в «гастарбайтеры», тоже не знает никто. Однако отменять безвизовый въезд в страну для жителей ближнего зарубежья никто не собирается. Наоборот, в следующем году он будет значительно упрощён.
Может, легализация — это и решение проблемы незаконных мигрантов, но вот парадокс: из многих «дружественных» республик россиян гонят взашей. Мы же всех принимаем с распростертыми объятиями, даём заработать и… покупаем билет домой. А теперь и вовсе их пребывание у нас возводим в закон. Поэтому никто не удивится, если через некоторое время в области обнаружится очередной автобус с таджиками. Главное — попасть на территорию России, а там — легализуют.
Хорошо, допустим, с помощью амнистии страна планирует противостоять убыли и старению собственного населения, ведь, по данным экспертов Всемирного банка, к 2050 году число россиян сократится с 144 до 119 млн. человек. И якобы уже сейчас рабочих рук у нас катастрофически не хватает. (Кстати, в следующем году квота на привлечение иностранных рабочих увеличится для Омской области с 1500 до 2150 человек). Работодатели встают в очередь «за китайцами» на 2007 год!
Выходит, последние события во Франции нас не пугают? Между тем тот же китайский рынок на Левобережье бойкотировал в этом месяце проверку Роспотребнадзора. За несколько минут до начала рейда предприниматели закрыли свои контейнеры и ушли. Значит, надзорные службы иностранцам уже сейчас не указ?