Однако население это к подобной перспективе пока относится настороженно. Во-первых, после присоединения к городу в селах увеличится плата за «коммуналку». Во-вторых, потеряют льготы сельские учителя и врачи. Ну а, в-третьих, никто не знает, что будут делать со своими земельными паями крестьяне, ставшие в одночасье горожанами.
В общем, руководители подсчитывают плюсы и минусы, а жители думают о голосовании: стоит ли менять деревенскую жизнь на городскую? Ну а корреспонденты «Вечернего Омска» с этим вопросом отправились на одну из сегодняшних омских окраин — в поселок Береговой, уже получивший в этом году статус микрорайона.
На облупившихся домах красуются новенькие таблички. После «вступления в город» Береговому пришлось срочно переименовывать одиннадцать улиц — у них оказались омские тезки. Когда-то в богатый поселок с удовольствием переезжали сами горожане. Администрация предоставляла им новое жилье на берегу Иртыша и высокооплачиваемую работу. Крупнейший лесокомбинат-монополист, построенный в Береговом пятьдесят лет назад, кормил тысячи жителей и полностью содержал его инфраструктуру.
Все рухнуло в годы перестройки. Лесокомбинат в Береговом, акционировавшись, не потянул ношу и обанкротился. Имущество растащили по кусочкам. За несколько лет от мощного предприятия не осталось ни дощечки.
С тех пор жизнь в поселке медленно пошла на спад. «Береговой строился исключительно для деревообработки, — говорит нынешний глава администрации микрорайона Владислав Макаров. — Так что своего хозяйства у нас нет вообще: ни животноводством, ни земледелием здесь никогда не занимались. Получается, прибыли ждать неоткуда». Отчаявшиеся люди начали продавать квартиры и переезжать в город. В освободившиеся помещения по «черному» обмену заселили бомжей. «Наркоманская» колония N 2, расположенная прямо в Береговой, тоже не способствовала улучшению демографической ситуации. Словом, за несколько лет поселок превратился из «материально-обеспеченного» в «социально-неблагополучный». Получается, если бы город не взял Береговой под свое крыло, то ему была бы уготована участь очередной спившейся и нищей деревни, считают в его администрации.
После регулярных финансовых вливаний жизнь здесь понемногу начала возрождаться. «К нынешнему отопительному сезону мы поменяли прогнившие трубы на трассе и стояки в квартирах, заменили линии электропередачи, отремонтировали кровлю в некоторых домах, — рассказывает Владислав Макаров. — Так что зиму надеемся прожить без аварий. Правда, воду в частном секторе по-прежнему берут из колонок. Пришлось запасаться старыми покрышками и дровами: будем обогревать колодцы, чтобы не замерзли».
Сейчас в Береговом устанавливают фонари, вешают лампочки перед подъездами и прокладывают трубы, по которым пойдет газ. Квартиры ветеранов войны переведут на природное топливо совершенно бесплатно.
Городские власти взялись и за расселение многострадальной аварийной двухэтажки на улице Иртышской. Жильцы ветхого дома получат новые квартиры в Амурском поселке буквально через несколько месяцев. «Этого момента мы ждали двадцать лет, — говорит жительница поселка Ирина Фахрутдинова. — Стены и потолок в доме почти рассыпались. Жили, как бомжи, наблюдали в дыры за звездами. А когда узнали, что переедем в благоустроенный дом вместе со всеми соседями, чуть не плакали от радости».
Кстати, горевший недавно шестиквартирный барак тоже восстановил город. Выделил на это миллион рублей. Но пьяные гулянки в отстроенном заново доме продолжаются по сей день. Мы попытались попасть в гости к погорельцам. «Да идите вы со своей комиссией куда подальше! — набросилась на корреспондентов одна из его обитательниц. — Денег выдали мало. Сделали ремонт как попало!..»
Под окнами барака разрослась помойка. «Ничего не поделаешь, — такой контингент, — развел руками Макаров. — Безработное и пьющее население — самая большая проблема в поселке. Официально на учете в службе занятости стоит 23 береговчанина, но на самом деле тунеядствуют триста с лишним человек. И дело даже не в отсутствии вакансий. В соседнем «Овощеводе», к примеру, рабочих рук постоянно не хватает. Но наших оттуда выгоняют сразу. Воруют и пьют».
Кстати, помойка, увиденная нами перед бараком, — не единственная в поселке. «Муниципальные дома ежедневно объезжает трактор с прицепом, — рассказала председатель местного КТОСа Татьяна Здубнякова. — А вот в частном секторе отходы вываливают прямо под ноги. Платить за вывоз мусора не хочет никто. Пытаемся поставить жестяные контейнеры — пока не получается. Опять одна надежда на город».
Однако есть в Береговом и другой частный сектор, метко окрещенный в народе местной «Рублевкой». Здесь не бьют фонари, не ломают заборы и не льют на дорогу помои. А перед некоторыми коттеджами омская «Долина нищих» просто отдыхает. «Вы, конечно, не поверите, — убеждает Макаров, — но вот в этом двухэтажном домике живет простая учительница, а в соседнем — обычный шофер».
Оказалось, когда-то самые рискованные береговчане взяли в банке кредиты на строительство. А через несколько месяцев грянул дефолт: десятки превратились в тысячи, а тысячи — в миллионы. В общем, с кредитами рассчитались «с одной зарплаты». «Кто-то покупал кожаные куртки и водку ящиками, — вспоминает Виктор, офицер запаса, ныне житель «Рублевки», — а кто-то строил дома. Береговой всегда был поселком контрастов».
Вот и сейчас сельская нищета соседствует с достатком. Так и живет микрорайон Береговой — по закону противоположности. Не имея собственного бюджета, расплачивается с огромными долгами. Имея славу социально-неблагополучного, занимает первые места в спортивных и танцевальных соревнованиях. С удобствами во дворе и тарелками НТВ на крышах. Еще не город, но уже не деревня…