Как стало известно корреспонденту «КВ», впоследствии на бывшего руководителя рынка было заведено уголовное дело. За отсутствием состава преступления Владимир СТРИГУН был признан невиновным. В настоящее время, по словам одного из источников информации «КВ», СТРИГУН намерен обратиться в суд. По его мнению, с ним незаконно расторгли договор, следовательно, он должен быть восстановлен в должности. Однако, в ноябре 2000 года ОАО «Ленинский рынок» было преобразовано в муниципальное предприятие. Акционерное общество пока не ликвидировано, так что, СТРИГУНА еще могут восстановить в должности руководителя АО. Правда, от него практически ничего не осталось. Все имущество передано МУП «Ленинский рынок», которым руководит Василий ГОЛУБНИЧИЙ. Корреспондент «КВ» встретился с ним и попросил рассказать о работе предприятия.
— Василий Николаевич, давайте начнем с того, что расскажем нашим читателям, почему акционеры расторгли договор с прежним руководителем рынка?
— Мне бы вообще не хотелось говорить о том, что связано с бывшим директором. Знаю, что в работе было много нарушений, но следственные органы считают иначе. Судя по тому, что в его действиях не было найдено состава преступления, он перед всеми чист. Более того, он считает, что с ним незаконно расторгли договор. Больше говорить на эту тему я не хочу.
— Хорошо. Когда вы заняли пост руководителя такого крупного предприятия как Ленинский рынок, с чего вы начали свою работу?
— Прежде всего, надо было гасить прежние долги предприятия. К моему приходу на рынок картотека в банке составляла 860 тысяч рублей. Плюс еще текущие долги, которые не были выставлены налоговой инспекцией, фондом добровольного медицинского страхования, соцстрахом и другими. В общей сложности за три месяца рынок погасил долг в размере 5 миллионов рублей. После этого начал наводить порядок в работе предприятия. Начал с того, что упорядочил арендную плату. Деньги стали полностью поступать в кассу рынка. Раньше этого, насколько мне известно, не было.
— Куда раньше поступали деньги, заработанные предприятием?
— Не знаю. Вопрос не ко мне.
— Чтобы наладить работу рынка, недостаточно только навести порядок с арендной платой.
— Согласен. Как только немного разобрались с этим вопросом, стали увеличивать количество торговых мест. До моего прихода их было 834. Потом довести увеличить до 1276 за счет установки дополнительных торговых палаток, столов, на строительной ярмарке увеличили количество контейнеров. Арендную плату я не поднимал. Для всех арендаторов она разная, в зависимости от того, кто чем торгует. Стоимость одного места аренды на вещевой ярмарке — 1155 рублей в месяц. Для тех, кто торгует в палатках — 1260 рублей. Аренда места с холодильным оборудованием стоит 3400 рублей. На всех рынках она разная. Например, на некоторых рынках с приходом новых руководителей она поднялась. Все тарифы утверждает ДНВ конце концов, повышать или нет — проблема руководителя предприятия. Я не стал этого делать, хотелось привлечь как можно больше арендаторов и за счет этого получить прибыль.
— А как распределяется арендная плата?
— Сначала поступает в кассу рынка, а потом из нее уплачиваются налоги, часть идет в ДН. Размер отчислений в департамент всегда разный и зависит от количества торговых мест в торговой зоне. Например, в марте мы перечислили 112 тысяч рублей, а в апреле — 116 тысяч. Это больше, чем в зимние месяцы, поскольку к весне увеличилось количество арендаторов. Остальные деньги — прибыль.
— Сколько ежемесячно зарабатывает рынок, и соответственно, сколько тратит непосредственно на себя?
— В среднем около 2 миллионов рублей рынок ежемесячно получает от арендаторов. Около 977 тысяч рублей — налоги, отчисления в ДН, коммунальные услуги. Остальное идет на содержание рынка, на заработную плату его работникам. На сегодняшний день на рынке работает 107 человек, плюс ввели еще 10 штатных единиц — охрана. Раньше рынок охраняли 7 человек, и на их содержание ежемесячно уходило 63 тысячи рублей. Сейчас всего 35 тысяч рублей.
— Что вообще входит в торговую зону МУП «Ленинский рынок»?
— Вещевая ярмарка на улице, строительный рынок, «огородные» ряды и крытый рынок. «Летур» является частной собственностью. Раньше земельный участок, который сейчас занимает этот торговый комплекс, принадлежал рынку. Но потом он был отдан в бессрочное пользование «Летуру». У него есть свои землеотводные документы, поэтому никакого отношения к рынку он не имеет. Другое дело, что на территории предприятия работает еще 41 частное предприятие, которым в свое время была отдана земля в бессрочное пользование. Они не входят в муниципальное предприятие и единственное, за что платят нам, за коммунальные услуги. Кроме того, к зданию рынка пристроен двухэтажный магазин, который также является частной собственностью.
— Насколько мне известно, сначала вы были назначены директором акционерного общества, а в ноябре прошлого года рынок стал муниципальным предприятием. Почему это произошло?
— Решение опротестовать регистрацию ОАО исходило от горадминистрации. Суд признал регистрацию ОАО незаконной, поскольку изначально оно являлось муниципальной собственностью. Надо сказать, что не только нашему предприятию был возвращен статус муниципального предприятия. То же самое произошло со всеми рынками города. Возвращаясь к Ленинскому рынку, скажу, что сейчас ОАО «Ленинский рынок» до сих пор не ликвидировано, не исключено из реестра в налоговой инспекции и в регистрационной палате. Правда, кроме этого, от ОАО еще остались долги по налогам. Они образовались при передаче имущества. Сумма, на которую передали холодильное оборудование, незавершенное строительство, транспорт, была обложена налогом в размере 327 тысяч рублей. Еще за ОАО числится долг СТРИГУНА по договору займа, который он брал якобы для расчета с департаментом недвижимости. Пока эти долги не будут погашены и собрание акционеров не вынесет решение о ликвидации, ОАО так и будет существовать.
— Говорят, что ваш рынок контролируют какие-то криминальные структуры?
— За то время пока я здесь работаю, не сталкивался с тем, чтобы кто-то приходил сюда, «пальцы загибал», что-то с меня требовал. Монополия действительно существовала. Например, был на рынке такой предприниматель — Станислав СТРИГУН, держал 20 мест, торговал на них одними курами. У некоторых других было по 10-15 мест под торговлю маслом, сыром. Сейчас мы это упорядочили. Предприниматель может держать не более 3-4 мест. Одно — мало, поскольку они тогда концы с концами не сводят.
— И те, кто имел по 20 мест, платили за них арендную плату в полном объеме?
— Когда я стал работать, начали платить. До этого не знаю.
— А как у вас строятся отношения с местными сельхозпроизводителями?
— По-разному. Некоторые районы почему-то не очень хотят заниматься реализацией своей продукции на рынке самостоятельно. Я ездил уже в три района, встречался с главами администраций, но желания у них нет. Чаще всего мотивируют свой отказ тем, что им это невыгодно. С их слов получается, что им проще продать мясо перекупщикам. Нельзя сказать, что сельхозпроизводители совсем не хотят реализовывать свой товар на рынке, минуя посредников.
— А сами не пробовали закупать продукты и реализовывать, чтобы не допускать на рынок перекупщиков?
— На рынке не было торгово-закупочного предприятия. Мне думается, что оно необходимо. С его помощью можно создать конкуренцию. В конечном итоге это благоприятно может сказаться на ценах. Однако пока я только мечтаю о нем, поскольку с его созданием могут возникнуть другие проблемы.
— А перекупщики накрутки на товар большие делают?
— Нет, я бы не сказал. Например на колбасные изделия, копчености, по словам продавцов, не более 3-5 рублей. Им же выгоднее быстрее продать свой товар и получить прибыль за счет оборота товара, а не высокой цены на него. У мясо, к примеру, закупочная цена была 43 рубля за килограмм, а продавали его по 45 рублей.
— Как строятся ваши отношения с контролирующими структурами?
— Раньше, до моего прихода, здесь вообще творился беспредел. Проверки были постоянно. При этом никаких отметок в журнале не делали. Хотя по правилам торговли на рынках, проверяющий обязательно должен сделать в журнале отметку, а результаты проверки предоставить в администрацию рынка. Сейчас все более-менее нормализовалось. Однако проверяют нас постоянно. У меня складывается впечатление, что место директора МУП «Ленинский рынок» уже кому-то приглянулось, и меня хотят с него выпихнуть. Но, возможно, это только мои догадки.
— К нам в редакцию как-то поступила на вас жалоба от какого-то господина ЯКОВЛЕВА. Насколько мне известно, она была разослана в различные властные структуры. В ней вашего заместителя КАНЬШИНА и вас обвиняют в финансовых махинациях. Также жалобщик говорит о том, что рынок имеет большие долги перед бюджетом и приводит еще ряд нелицеприятных фактов. Вам известно об этом письме?
— Кому как не мне знать об этом. Кто только не проверял нас по фактам, изложенным в письме. В итоге выяснили, что ничего подобного, о чем написал ЯКОВЛЕВ, нет. Вообще оказалось, что письмо анонимное, такого человека не существует. Однако было решено объявить его в федеральный розыск.
— Что вы планируете сделать на рынке с ближайшее время?
— В планах — дальнейшее благоустройство. Будем строить крытый рынок. По моим подсчетам, общая площадь крытого рынка будет около 9 тысяч кв. метров. В него уйдет вся уличная вещевая торговля. Вместо этого планирую установить контейнеры и за счет этого расширить строительную ярмарку. Заказчиком всех строительных работ будет выступать рынок. Если позволить каждому предпринимателю строить самостоятельно, будет бардак. Все работы планируем оплачивать самостоятельно. Конечно, предполагается помощь в финансировании и самих предпринимателей. Правда, уже сейчас некоторые недовольны, что им придется раскошелиться: мол, нам достаточно тех помещений, которые есть. Но надо учитывать, что те магазинчики, в которых они торгуют, являются временными объектами и Главомскархитектура может в любой момент потребовать их снести. В настоящее время занимаюсь реконструкцией подвального помещения на собственные средства рынка. При этом увеличение арендной платы не планируется. За счет увеличения количества арендных мест мы сможем дополнительно собирать арендной платы более 500 тысяч рублей.
— Остается пожелать, Василий Николаевич, вам удачи и терпения.