«ЧЕМ ГОСТОРГИНСПЕКЦИЯ УЖ ТОЧНО НИКОГДА НЕ БУДЕТ ЗАНИМАТЬСЯ, ТАК ЭТО ПОЛИТИКОЙ»

Клавдия КАРГАПОЛЬЦЕВА приехала в Омск в 1992 году. Из Казахстана, где остались друзья и связи, в совсем незнакомый город. Став простой безработной, Клавдия Витальевна ходила по предприятиям, фирмам была готова согласиться на любую работу. В один из таких дней поиска трудоустройства проходила мимо городской администрации, рискнула зайти

Клавдия КАРГАПОЛЬЦЕВА, начальник управления Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по Омской области:

В приемной оказался заместитель главы местного самоуправления Владимир ПОЗДНЯКОВ, который, выслушав Клавдию Витальевну, предложил ей работу в отделе торговли.

А спустя девять лет, 11 апреля 2001 года, приказом министра Минэкономразвития Германа ГРЕФА она была утверждена начальником управления Госторгинспекции по Омской области.

— Клавдия Витальевна, кто, кроме вас, претендовал на эту должность?

— Не знаю. На сколько мне известно было еще пять кандидатур. Почему остановились на моей, не интересовалась, считаю это некорректным. Одно скажу, отбор был тщательным и долгим, учитывались многие факторы.

— Вы лично встречались с Германом ГРЕФОМ?

— Да, у нас была получасовая беседа. Мы говорили о работе, о положении дел на местах. ГРЕФА прежде всего интересовали тенденции в отраслях: что лучше развивается, что хуже, какие формы собственности у нас наиболее дееспособны. У меня сложилось впечатление, что он сверял свои мысли, оценку ситуации с мнением специалиста из глубинки. Ведь большой объем информации предполагает отслеживание глобальных процессов, и мелочи, с которыми специалисты сталкиваются на местах, выпадают на уровне министерства. Но именно из того, что происходит в регионах, вытекают изменения в экономике страны в целом.

— А вопросы личного характера министр задавал?

— Нет. Мое личное дело с рекомендацией Леонида ПОЛЕЖАЕВА прошло через многих людей — от Леонида ДРАЧЕВСКОГО до заместителя министра, курирующего вопросы Госторгинспекции и внутренней торговли Владимира СТРЖАЛКОВСКОГО. ГРЕФ сам на это время не тратил.

— Будет ли что-то в ближайшее время меняться в работе Госторгинспекции? Совсем недавно правительство возложило на вас функцию лицензирования торговли ювелирными изделиями, это новое направление деятельности, да к тому же постановление не совсем продумано с точки зрения возможности его исполнения ( подробнее см. «КВ» от 16 мая). Как собираетесь справляться?

— Закон есть закон, и мы, как государственная структура, будем его исполнять. Не в моей компетенции давать оценку работе правительства. Технические сложности, конечно, есть, но мы договорились с лицензионной палатой, они передали нам свою базу данных и взаимообразно бланки лицензий. Таким образом мы сэкономили время, не дожидаясь, пока бланки начнут поставлять из Москвы. И сегодня заявки от ювелиров на выдачу лицензий, мы принимаем. Реформа Минэкономразвития будет, и она не может не затронуть нас как подразделение министерства. Об этом нам было заявлено на коллегии, которая прошла в конце апреля в министерстве. Вел ее Михаил КАСЬЯНОВ, основное выступление делал Герман ГРЕФ, но конкретики — что будет проводиться и как меняться — не было. Я так понимаю, вся реформа пока только в проектах.

— Чем Госторгинспекция отличается от нескольких десятков общественных организаций по защите прав потребителей, существующих в Омской области или других контролирующих структур? Цели и задачи, как я понимаю у всех одни.

— Каждая структура (СЭС, Центр стандартизации и метрологии и другие) работают в рамках своей законодательной базы. Госторгинспекция сегодня единственная федеральная контролирующая служба Минэкономразвития. У нее большие полномочия. Мы осуществляем контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров народного потребления. Наши инспектора имеют право проверять предприятия торговли всех форм собственности. Притом, так как мы государственная структура, все штрафы, собираемые нами, идут в бюджет. И это правильно, контролирующие структуры не должны быть заинтересованы в штрафах, в противном случае штрафы станут поборами.

— Клавдия Витальевна, вы давно работаете в сфере торговли, как вы оцениваете экономическую ситуацию в Омской области?

— В администрации Омской области, где я работал в отделе потребительского рынка и услуг, я занималась не только торговлей, отдел курировал легкую, пищевую и перерабатывающую промышленность, рынок бытовых услуг. Нашу область сложно сравнивать с другими, с той же Новосибирской или Свердловской. Проблемы в торговле есть, и прежде всего, оттого что большинство населения города в советские времена работало на оборонных предприятиях, а когда они закрылись, люди пошли торговать. Но торговля — это не просто место, где крутятся большие деньги, это расчеты и цифры. Сегодня, не просчитал грамотно и завтра прогорел. Ведь даже в советское время наиболее благополучные магазины имели рентабельность 12-14%, это при тотальной нехватке товара. Сегодня при многообразии выбора, рентабельность большинства торговых точек значительно ниже. Торговый работник — достаточно серьезная и высокотехнологичная специальность. Только ничего не понимающий человек может взяться торговать всем подряд. А ведь всякая торговля, будь то овощи или молочные продукты, имеет свою специфику, хотя это одна группа товаров — продовольственная. Поэтому, не понимая сложности науки продажи, многие люди и разорились, а те, кто еще держится на рынке, допускают очень много нарушений, которые зачастую могут принести вред здоровью и жизни потребителя. Мы, специалисты, анализируем нарушения, оцениваем уровень профессионализма. К сожалению, хоть ситуация и начала меняться в лучшую сторону, мы еще далеки от цивилизованной торговли, от культуры торговли. Вы зайдите в дорогие магазины на том же Любинском проспекте и посмотрите — во многих отсутствует элементарная выкладка товара. Вещи висят на вешалах по принципу сельпо. Мне как профессионалу особенно больно на это смотреть. А ведь выкладка товара — это прямая обязанность товароведа, как и то, чтобы некачественный товар не попадал на прилавки магазина в советское время. Брак отсеивался на складах при приемке товара по качеству, сейчас этой процедуры просто нет, как нет и товароведов. Частный предприниматель зачастую сам себе и директор, и товаровед, и экспедитор. В итоге покупатель имеет то, что имеет.

— Но то, что в магазине костюмы некрасиво висят или консервы стоят на витрине батареей, а не как раньше — в форме пирамиды, не так страшно. А серьезные нарушения какие чаще всего встречаются?

— К сожалению, специфика нарушений не меняется. Чаще всего это непредоставление покупателю информации по товару, у продавца отсутствуют качественные удостоверения, сертификаты соответствия или информация о сертифицировании товара, как должно быть в соответствии с правилами продажи товаров. Достаточно часто не сохраняются до конца реализации ярлыки на весовой товар: кондитерские изделия, сыры, мягкое масло и другие. Сейчас, в связи с наступлением жары, участились случаи ненадлежащего хранения товара. Понятно, у предпринимателей не хватает оборотных средств, чтобы закупить нормальное морозильное оборудование, но нарушение температурного режима хранения товара представляет прямую опасность для здоровья покупателей. Те же кетчупы — температура их хранения от 0 до 10 градусов, а они выставлены на витрине при 30 градусах тепла. По непродовольственным товарам очень много заводского брака, который не замечают предприниматели, когда закупают товар. Не замечают потому, что не знают, как проверить. Я бы посоветовала частным предпринимателям выписывать газету «Российская торговля», там много полезной информации и по фальсифицированным товарам, и по проверке товара по качеству, по документообороту.

— Вы строгий руководитель?

— Скорее — корректный, но нарушений исполнительской дисциплины не терплю, для нормальной работы нужен четкий контроль исполнения принятых решений. Если контроля не будет, не будет и эффективности работы. В работе с коллективом у меня есть главное правило — уметь слушать коллектив. Если ты слышишь, то и тебя услышат.

— Клавдия Витальевна, вы начинали карьеру в Омске с городской администрации, спустя год вы перешли в областную. С чем связан ваш переход, это было принципиальное решение?

— Да. Я считаю, если работаешь в команде, то у тебя не может быть личного мнения. Это, конечно, очень субъективное мнение, но это мой принцип. В городской администрации, работая в команде Юрия ШОЙХЕТА, я была не согласна с некоторыми моментами. Потому и решила уйти из команды. Приняла предложение тогдашнего вице-губернатора Владимира СОСНИНА и никогда об этом не пожалела. Мне было с чем сравнивать, в Казахстане я со многими людьми успела поработать, но эти семь лет в областной администрации я вспоминаю только с благодарностью.

— Как вы относитесь к политике?

— Революция революцией, реформа реформой, а кушать хочется всегда. Есть специальности, которые кормят людей, а мы — та служба, которая стоит на страже, того, чтобы пища насущная была качественной. Чем Госторгинспекция уж точно никогда не будет заниматься, так это политикой.

— Клавдия Витальевна, как вы любите проводить свободное время?

— Пока его катастрофически не хватает. Пытаюсь разобраться с делами, каждый день прихожу домой не раньше восьми часов вечера. Если прежнему начальнику Людмиле АБРАМОВОЙ, которая проработала в Госторгинспекции 37 лет, чтобы разобраться в какой-нибудь проблеме, хватило бы минут пять-десять, то мне пока на это нужно несколько часов. А вообще на досуге увлекаюсь туризмом, раньше больше в горы ходила, теперь — в лес, на речку. Какого-то женского хобби нет, зато моя дочь восполнила мой пробел, она и шьет, и вяжет, и прекрасно готовит.

Справка

В омской Госторгинспекции работает 10 инспекторов. За 2000 год было проведено 4110 проверок предприятий торговли. Наложено штрафов на сумму 1952,5 тысячи рублей, взыскания составили 1421,3 тысячи. Их них 15% пошло в федеральный бюджет, 85 — в областной.

В первом квартале 2001 года проведено проверок 962, наложено штрафов на сумму 489,6 тысячи рублей, из них 321,9 тысячи взыскано. С 1 января 2001 года в соответствии с Кодексом «Об административных нарушениях» суммы штрафов в полном объеме зачисляются в местный бюджет.

За текущий год Госторгинспекцией в следственные органы передано 6 материалов проверок, рассмотрено 87 жалоб.