Да и сами мы, омичи, любим пройтись по улице Ленина, на которой очень удачно в одно целое соединились здания, построенные в разных стилях — барокко, модерн, эклектика. Но чтобы центр Омска притягивал к себе еще большее количество людей, стал поистине местом отдыха тысяч омичей и нес познавательную, воспитательную, образовательную функции, архитекторы давно уже предлагали сделать улицу Ленина пешеходной зоной. Вопрос этот стал еще более актуальным в последние годы, когда заговорили о достойной встрече 300-летнего юбилея Омска.
Каким будет новое историческое лицо города? Об этом шла речь на последнем заседании архитектурно-градостроительного совета Омской области под председательством губернатора Леонида Полежаева. Первую концепцию архитектурно-художественного решения пешеходных зон сотрудники «Омскгражданпроекта» предложили в июле нынешнего года. За четыре месяца концепция существенно изменилась, приобрела более конкретные очертания. Так, проектом предусматривается формирование Соборной площади, архитектурной доминантой которой станет Успенский храм Соборная площадь займет всю территорию бывшего сада Пионеров. Большой объем работ предстоит выполнить по реконструкции зеленых насаждений. Площадь Победы — площадь на пересечении улиц Ленина, Герцена и Гусарова — будет сформирована путем сочетания открытых и озелененных пространств, сюда же из сада Пионеров переместится цветомузыкальный фонтан.
Любинский проспект — от улицы Партизанской — станет пешеходной зоной. Но улица не останется в том виде, в каком она существует сейчас. Специалисты предложили свое цветовое и световое видение зданий на Любинском проспекте. Здесь же появятся новые скульптурные элементы, возможно размещение информационных стендов, летних кафе, фонтанов. Архитекторы задумали сделать пешеходными и все прилегающие к Любинскому проспекту улочки и переулки. К примеру, улицу Музейную и улицу им. К. Лигети, которую сейчас, из-за скопления машин, практически не видно. Между тем гости Омска считают ее просто уникальной — маленькой Италией в сибирском городе.
В проекте рядом с музеем Врубеля предполагается создание площади искусств. Кстати, к музею в скором времени будет пристроен экспозиционно-выставочный комплекс. Архитекторы представили и эскизы нового пешеходного моста в районе устья реки Оми, который, несомненно, станет еще одной достопримечательностью старого Омска.
А как же транспортная проблема? Архитекторы предлагают решить ее с помощью развязки по улице Бударина и организации скоростной трассы вдоль набережной Иртыша и набережной Тухачевского.
Члены архитектурно-градостроительного совета отметили, что представленная концепция требует доработки и еще более детального оформления, но в целом одобрили ее. Более того, уже в следующем году концепция начнет претворяться в жизнь, потому что 300-летие Омска не за горами — осталось всего десять лет.
— Важно, чтобы все мы поверили в это, — сказал губернатор, — глаза боятся, руки делают. Важно, чтобы все мы по-хорошему заболели этой идеей, и тогда все получится.
Когда есть цель — есть к чему стремиться. А то, что омичи умеют добиваться намеченного, ни для кого не секрет. Омский метромост — последнее тому подтверждение.
Также на архитектурно-градостроительном совете были рассмотрены проекты основных транспортных узлов центральной части Омска. Как отметил омский губернатор, проспект Маркса, улица Гагарина давно исчерпали свои ресурсы как транспортные потоки. Также необходимо исключить транзит через центр города и направить его по периферийным дорогам. Эту задачу Леонид Полежаев назвал не менее важной, чем строительство метромоста.
С губернатором согласился генеральный директор НПО «Мостовик» Олег Шишов, который привел следующие факты — каждый взрослый омич находится в транспорте до двух часов в сутки; транспорт вышел на первое место по загрязнению окружающей среды Новый метромост решил транспортную проблему жителей Левобережья, но обнажил слабые места на правом берегу. Требуется быстрое решение проблемы транспортной загруженности центра Омска. «Мостовик» предложил один из вариантов — магистраль непрерывного движения (то есть движение без светофоров) с улицы Конева на Левом берегу до улиц Фрунзе и Жукова. Вариант этот — строительство эстакады, расширение улицы Красный путь, строительство парковок, не мешающих движению автотранспорта. Немаловажным для омичей станет пуск первой линии метрополитена в 2008 году Проект «Мостовика» представлен с учетом строительства омского метро Его градостроительный совет Омской области и одобрил, приняв за основу. Реализация проекта начнется уже в наступающем году.