Корреспонденты «Вечернего Омска» решили узнать, что же случилось с шедевром всемирно известного мариниста.
— Айвазовский прожил 83 года, написав более шести тысяч картин, объединенных морской тематикой, — рассказала нам заведующая отделом русского искусства музея Ирина Девятьярова. — Девять из них сейчас находятся в нашем собрании. Среди них и знаменитая «Буря на Черном море», написанная в 1873 году.
В Омск шедевр попал в середине двадцатых годов прошлого века из Государственного музейного фонда. До этого картина практически не появлялась «на публике», в омском же музее ее выставили на постоянную экспозицию. Это одна из самых крупных по размерам работ в музейной коллекции Айвазовского. И дорогих — с ней сопоставим разве что «Остров Патмос», написанный художником в 1851 году и также хранящийся в Омске. По словам заведующей отделом реставрации живописи музея имени Врубеля Натальи Минько, работы Айвазовского сегодня ценятся во все мире. Причем очень дорого — к примеру, на знаменитом аукционе «Сотбис» одно из полотен русского мариниста недавно ушло почти за миллион фунтов стерлингов.
Но для ценителей живописи материальная стоимость работ художника отнюдь не самое главное. Куда важнее то впечатление, что остается после просмотра его картин. Айвазовский был, наверное, одним из последних романтиков в русской живописи. Бури, кораблекрушения, грозы — все это на полотнах художника наполнено непередаваемыми эмоциями, заставляющими людей почти физически ощущать бушующую стихию.
— При этом мастер крайне редко работал с натуры, — говорит художник-реставратор Валентина Бекишева. — Да ему это и не требовалось: обладая феноменальной даже для художника памятью, Айвазовский мог с неповторимой точностью передать на холсте поразившую его вспышку молнии или мимолетное движение волн. Как, например, на интересующей вас картине «Буря на Черном море».
Но куда же все-таки она делась? Как пояснила Наталья Минько, с годами на старинных полотнах появляются трещины, и этот необратимый процесс прогрессирует. Конечно, специалисты музея стараются поддерживать необходимый температурно-влажностный режим в помещении экспозиции, что позволяет немного отсрочить вынесенный временем приговор. Однако неизбежно наступает момент, когда на пересечении этих трещин красочный слой начинает отставать от холста и возникает угроза невосполнимой утраты. Так случилось и с этой работой русского мариниста. Чтобы спасти уникальную картину от разрушения, необходимо было принять срочные меры. Поэтому ее сняли на реставрацию.
— Кроме того, — продолжает Наталья Минько, — мы решили убрать с картины следы неквалифицированной работы реставраторов начала прошлого века. Дело в том, что нанесенный ими грунт местами перекрывал авторский слой, и это очень бросалось в глаза.
Сегодня «приболевший» шедевр Айвазовского постепенно возвращается к жизни. На местах пересечения трещин омские реставраторы нанесли свежий слой, новые тонировки разделяются с красками самого автора специальным защитным лаком. Картина теперь напоминает старую одежду с заплатами в тех местах, где реставраторы работали с трещинами. Но это все временные явления — уже в следующем году «Буря на Черном море» вновь займет свое место в экспозиции.