В США тамошнее географическое общество (USGS) забило тревогу по поводу глобального тектонического события, произошедшего в первые минуты наступившего 2006 года: 1 января в промежутке между 00:10:11 и 00:21:00 реального времени 61 сейсмическая станция мира зафиксировала быстрый, однократный биполярный сигнал. Согласно имеющимся представлениям о структуре Земли, эпицентр толчка должен находиться где-то близко к ее центру, чтобы за одиннадцать минут сигнал дошел до сейсмостанций, расположенных в противоположных точках земного шара. Подобного, считают американские ученые, быть просто не может, поскольку это никак не согласуется с тем, что известно о нормальной тектонической активности Земли. Отсюда высказывается предположение: толчок мог быть вызван электромагнитным излучением с источника, находящегося либо на поверхности планеты, либо где-то в космосе. Характерно, что в течение последующих трех дней произошло семь землетрясений мощностью от 5 до 7 баллов, и все они случились в Тихоокеанском регионе.
Если это новое секретное оружие, то есть ли защита от его воздействия? И вообще, так ли уж сейсмически безопасен наш Омский регион, как это всегда считалось? Может, стоит пересмотреть критерии безопасности? С этими вопросами мы обратились к профессору РАЕ, геологу, директору «Территориального фонда информации по природным ресурсам и охране окружающей среды по Омской области» Игорю ВЯТКИНУ.
— Не хотелось бы вступать в дискуссию по происшедшему тектоническому событию. Пускай сначала ему дадут оценку российские специалисты, поскольку и наши сейсмические станции зарегистрировали этот толчок. Могу только сказать, что защиты от такого оружия, если оно действительно есть, при нынешней густонаселенности Земли, особенно в городах-миллионниках, на сегодняшний день нет. Посмотрите, где находятся самые большие города мира — на берегах морей и океанов. То, что произошло в Таиланде в прошлом году, может произойти где угодно: в Китае, в США, в Мексике и даже в России…
Хотя Россия, в силу своего географического положения, может пострадать от такого воздействия в меньшей степени. В еще меньшей степени — Западно-Сибирский регион, где мы проживаем.
— Нам что, не страшны направленные землетрясения?
— Территория Омской области долгое время не относилась к сейсмоопасным зонам России. Этому есть весьма существенные причины. Мы находимся как бы в чаше Западно-Сибирской плиты. И эта чаша на глубину до 3 километров заполнена осадочными породами, которые при тектонических толчках играют роль подушки, гася эти толчки.
Но все же однозначно сказать, что Омская область сейсмически безопасна, нельзя. По карте сейсмической активности, где отмечены все землетрясения за последние сто лет, хорошо видны районы Омской области — Крутинский, Тюкалинский, Колосовский… Последнее по времени землетрясение в нашей области зафиксировано в Тюкалинском районе 13 февраля 2003 года. Его мощность достигла 4-5 баллов. В домах качались люстры и двигалась мебель… Никто, к счастью, не пострадал, но воздействие этого землетрясения на среду обитания человека, безусловно, произошло.
Наша служба обратила внимание МЧС РФ на необходимость проведения замеров этого воздействия на строительные объекты, жилой фонд для того, чтобы исследовать сейсмоустойчивость зданий и жилых построек. Хорошо было бы проверить и документацию на строительство новых зданий, поскольку там могут быть не учтены требования к сейсмобезопасному строительству. Какой бы надежной ни была «подушка» осадочных пород под Омском, тектонические толчки все равно доходят до поверхности и, как следствие, до опор и несущих конструкций строительных объектов. Пусть в небольшой степени, но доходят.
К сожалению, нельзя сказать точно, как часто и какой мощности мы подвергаемся такому воздействию, поскольку в Омской области нет ни одной сейсмической станции. Ближайшая расположена в тысяче километров от нас. Мы не владеем информацией, этот, кто не владеет информацией, тот не знает, откуда ему ждать беды. Он к ней просто не готов.
— Что же может произойти?
— Напряжения, связанные с тектонической активностью, климатическими условиями и агрессивными средами подземных вод, имеют свойства накапливаться в веществе. И когда их количество становится критическим, вещество разрушается.
Оставьте, к примеру, на балконе хрустальную вазу. За год она накопит температурные изменения от плюса к минусу и в определенный для ее структуры критический момент просто взорвется, рассыпется на куски. То же самое происходит и с опорными сваями зданий, с несущими балками, металлическими конструкциями. Они тоже накапливают напряжения. Сначала появляются микротрещины, происходят микросдвиги, а потом разрушается самое слабое место, что может привести к разрушению всего строения.
— Как, по вашему мнению, можно изменить ситуацию?
— На мой взгляд, городу Омску и Омской области необходимо разработать и принять долгосрочную программу, которая позволяла бы исследовать в первую очередь старый жилой фонд и выработать определенные требования к вновь строящимся объектам. Постоянное воздействие в наших климатических условиях положительных и отрицательных температур в диапазоне до 80°С (от +40 до -40) — это очень серьезная нагрузка на любой материал. Прибавьте к этому воздействие агрессивных грунтовых вод. Поэтому, когда происходит общая встряска (пускай для Омска она выглядит как микровстряска), это может послужить достижению критического состояния и привести к катастрофе. Нельзя строить капитальные сооружения, рассчитанные на 50 лет, без учета всех этих воздействующих факторов. Даже если всерьез не относиться к гипотезе американских ученых об искусственном происхождении тектонического толчка в первые минуты 2006 года, мы не должны забывать, что в истории нашей планеты глобальные изменения происходили не один раз.