При температуре минус 33 градуса напротив памятника вождю простояли около часа более двухсот человек. Собравшихся согревала не столько память об Ильиче, скончавшемся в этот день, сколько возмущение ростом тарифов на жилкомуслуги и телефонную связь (проводную). Последняя подорожала еще в декабре, а стоимость коммунальных благ с 1 января повысилась почти на треть. Среди наиболее пострадавших — пенсионеры, заслуг которых перед отечеством не хватило на ветеранские «корочки», хотя отпахали они на него по 30, 40 и более лет. Льгот им не причитается, а размеры пенсий у большинства — несовместимые с жизнью. Таких отверженных стариков в Омской области — около 90 тысяч. В июне — июле 2СЮ5-го их представители, теряя сознание, стояли у Законодательного собрания, о чем мы писали. Тогда был лютый зной, теперь протестанты испытаны холодом.
Для льготников при новых тарифах благоустроенное жилье становится тоже весьма накладным. Равно как и для бюджетников, кроме малой их части, задействованной в национальных проектах. Да и с этой малой частью пока не все ясно.
К примеру чиновники не знают, как быть с 15 процентами северных, не включенными в федеральное финансирование.
Тем временем активно продвигаются в жизнь другие проекты — жилкомреформа и новый Жилищный кодекс. В резолюции митинга они названы антинародными. Его участники обратились к президенту РФ с требованием приостановить реформу ЖКХ и действие «закона бомжего» (Жилищного кодекса). Призвали уйти в отставку думскую фракцию «Единой России», а также потребовали от генеральной и областной прокуратуры провести проверку законности повышения тарифов.
Конечно, организовавшие митинг оппозиционные силы не отличаются большим числом сторонников и серьезным общественным весом. Наверняка будет сказано, что народ они будоражат ради приумножения своего скромного политического капитала накануне череды выборных кампаний. Но ведь оппозиция во всем мире поступает именно так — предельно заостряет реальные социальные проблемы. А тут и заострять-то особо ничего не надо, поскольку новые тарифы действительно очень больно ударили по большинству населения региона.
Кстати, не исключено, что власти вынуждены будут вернуться к этому вопросу, и причиной тому — отнюдь не давление оппозиции или возмущение омичей. В области превышен предельный индекс роста стоимости услуг ЖКХ, установленный Федеральной службой по тарифам. А игнорирование указаний сверху чревато последствиями — это ведь не резолюция митинга. Хотя вполне возможно, что вопрос перейдет в сугубо счетную плоскость и местные власти докажут центру, что с учетом перехода на стопроцентную оплату услуг ЖКХ предельно допустимый индекс роста их стоимости превышен не был. По крайней мере, до сих пор жилищно-коммунальные тарифы двигались только в одну сторону. И никогда — в обратную.