Она называется «Развитие стратегии лечения населения Российской Федерации, уязвимого к туберкулезу». Еще до Нового года было известно определенно, что заявка Омской области на участие в очередной международной программе включена в ограниченный список тех регионов России, в которые будет направлена помощь по линии новой программы. Всего таких регионов тридцать. О том, что собой представляет новая программа, почему Омская область включена в число соискателей на часть гранта Глобального фонда (основного финансового донора) наш корреспондент попросила рассказать главного врача Омского областного клинического противотуберкулезного диспансера Георгия Владиславовича ТРЕТЬЯКОВА.
— Георгий Владиславович, расскажите в общих чертах, что собой представляет новая программа, в которой предстоит участвовать областному клиническому противотуберкулезному диспансеру и его подразделениям? Какие цели ставят перед собой ее разработчики?
— Цель одна — снижение заболеваемости и смертности от туберкулеза в Российской Федерации. Хотя Россия в общемировой структуре заболеваемости туберкулезом занимает не такой уж большой удельный вес — всего 1,5 процента, но у нас достаточно широко распространен мультирезистентный туберкулез. То есть устойчивый к основным противотуберкулезным препаратам — изоназиду, рифампицину и другим лекарствам из так называемого первого ряда. Основной поставщик больных с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ ТБ) — тюрьмы. Поэтому в программе особо
выделены мероприятия по повышению эффективности ранней диагностики и лечения больных с МЛУ ТБ в учреждениях исполнения наказаний.
— Назовите хотя бы некоторые из этих мероприятий.
— Планируется создание в регионах — участниках новой программы пяти межрегиональных центров диагностики и лечения мультирезистентного туберкулеза в гражданском секторе. И не только создать, но и обеспечить их, а также лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ)пенитенциарного сектора, то есть управления исполнения наказаний, противотуберкулезными препаратами второго ряда. Они включаются в курс лечения тогда, когда препараты из первого ряда не приносят эффекта и человек продолжает болеть туберкулезом. Кстати сказать, на базе ЛПУ УИН также будет сформировано восемь межрегиональных центров диагностики и лечения туберкулеза. Разработчики программы рассчитывают, что целенаправленная экономическая поддержка учреждений здравоохранения УИН способна вывести противотуберкулезную борьбу на самый современный уровень. И не только сдержать распространение как мультирезистентного, так и туберкулеза вообще, но и снизить уровень заболеваемости россиян. Равняться нам есть на кого. В Финляндии, к примеру, даже с учетом больных, находящихся в тюрьмах, уровень заболеваемости туберкулезом составляет 5,7 на 100 тысяч человек. Нам, конечно, пока что такие показатели даже не снятся. Нам бы в лучшем случае закрепить тенденцию к стабилизации ситуации, которая обозначилась в 2004 году впервые за двенадцать лет.
— Кстати сказать, а какую прибавку в показателе заболеваемости туберкулезом по Омской области дают тюрьмы и колонии, расположенные на ее территории?
— Если брать показатель заболеваемости без учета учреждений УИН Минюста России, то он составляет 100 больных на 100 тысяч населения. С учетом тюрем и колоний — 114,7. В прошедшие годы бывало, что пенитенциарный сектор давал даже 20-процентную прибавку в показатель общей заболеваемости.
— Наверное, и здесь — причина включения Омской области в число участников международной программы по борьбе с туберкулезом?
— Главную роль в отборе кандидатов на участие в программе сыграло, думаю, все же наше успешное прохождение первой международной программы по линии ВОЗ — DOTS в 2001-2004 годах. Мы получили по этой программе хорошее оборудование для лабораторий, качественные медикаменты. Были организованы научно-практические семинары для омских фтизиатров. А в итоге пришли к результату, о котором я уже сказал чуть выше — снижению заболеваемости впервые за последние двенадцать лет (12 лет назад заболеваемость туберкулезом резко пошла в гору). И хотя это снижение в 2004 году выразилось всего лишь одним процентом, это был один из лучших показателей среди всех регионов Сибири. Причем это — точка зрения самих представителей ВОЗ, регулярно приезжавших в Омск и наблюдавших, насколько эффективно расходуются фтизиатрами выделенные по программе ресурсы.
— А сегодня можно хотя бы приблизительно говорить о том, какой объем препаратов второго ряда и оборудования для лабораторий получит омская фтизиатрическая служба по новой международной программе?
— Пока об этом говорить рано. Могу лишь обозначить общие параметры DOTS-плюс (так называется нынешняя международная программа). Рассчитана она на пять лет — по 30 ноября 2010 года. Первый этап продлится 24 месяца — до 30 ноября 2007 года. В целом бюджет DOTS-плюс составляет 91 млн. долларов. А на первом этапе планируется израсходовать более половины этой суммы — 49 млн. долларов. Все это — средства Глобального фонда. Но распоряжаться ими в России будет некоммерческая организация — фонд «Российское здравоохранение». По какому принципу он будет распределять средства фонда по регионам, пока неизвестно. Видимо, в первую очередь исходя из эпидемиологической ситуации с туберкулезом в том или ином регионе, а также из оценки имеющегося сегодня в противотуберкулезных диспансерах оборудования.
— Что в повестке работы по международной программе на ближайшие месяц-два?
— Работа начнется одновременно по многим направлениям — так, как это было и при реализации DOTS. Это и проведение обучающих семинаров для медицинского персонала общей лечебной сети, и повышение квалификации фтизиатров по вопросам лечения и мониторинга туберкулеза, и обучение лекарственному менеджменту, и оснащение 500 центров микроскопии мокроты.
— Георгий Владиславович, с одной стороны, конечно же, неплохо то, что заграница по-прежнему стремится нам помочь решить проблемы в здравоохранении. С другой — обидно. Неужели же мы сами не в состоянии побороть такую напасть, как туберкулез? Ведь были же у нас относительно благополучные периоды в отношении туберкулеза?
— К участию в международных программах можно относиться по-разному. Можно даже отказаться от предлагаемой помощи: мол, негоже нам, великой нации, протягивать руку за чужими долларами. Однако я считаю, что это был бы пустой пафос и ничего больше. В России на самом деле тревожная ситуация с заболеваемостью туберкулезом. И нам никак не удается собственными силами погасить тенденцию роста мультирезистентного туберкулеза. А туберкулез, как любое другое инфекционное заболевание, не имеет границ. И предлагая нам средства на борьбу с опасной эпидемией, богатая заграница тем самым пытается обезопасить свое население. Так почему мы должны воспринимать помощь Глобального фонда как унижение нашего национального достоинства? Да и не настолько мы пока обеспечены лабораториями, медикаментами, расходными материалами, чтобы отказываться от дарения всего этого со стороны. Вот когда сможем окончательно обуздать туберкулез, тогда и будем проявлять гордость в отношении дарителей из-за границы.
— А мы сможем его обуздать в ближайшие годы?
— Для этого есть объективные предпосылки. Фтизиатрическая служба Омской области после ее включения в областную целевую программу «Борьба с социально значимыми заболеваниями на 2004-2007 годы» очень активно развивается. Областной клинический противотуберкулезный диспансер переживает, образно говоря, второе рождение. А с этого года, после объединения всех городских фтизиатрических больниц и ОКПД в единую систему, будут реконструироваться и филиалы областного диспансера. Кроме того, надо учитывать и изменившуюся социально-экономическую ситуацию в стране. Люди уже акклиматизировались к жизни в стране с рыночным укладом в экономике, привыкли к инфляции, к тому, что цены на товары в постоянном движении, что бесплатных квартир теперь ни для кого нет… Общество переживает значительно меньшее число стрессов, нежели в 90-х годах. Да и питаются люди гораздо лучше, чем в те годы. Образно говоря, исчезает «плодородная почва» для размножения и распространения палочки Коха. Раз так, заболеваемость неминуемо начнет сворачиваться.
Туберкулез — иммуннозависимое заболевание. Поэтому: им не болеют люди с крепким иммунитетом. По статистике 90 % больных этой страшной болезнью — курильщики. Курение очень сильно снижает иммунитет. Поэтому во многих странах идет активная борьба с табакокурением, что препятствует развитию туберкулеза. В России тоже принят закон о запрете курения в общественных местах, но его соблюдения не происходит. «Курение — добровольное сумасшествие», — любимая фраза фтизиатров. Люди, задумайтесь над этим.