Известно, что каждый регион России имеет по два места в Совете Федерации Федерального собрания РФ. Один избирается от законодательных органов власти областей и республик, а второй назначается главой исполнительной власти того или иного региона. Недавно стало вакантным место в Совете Федерации от Омской области. То, которое занимал B.C. Чернявский, избранный несколько лет назад Законодательным собранием. Его назначили руководителем аппарата Госдумы России.
И вот на первом в наступившем году заседании Законодательного собрания для многих из присутствующих стало неожиданностью, когда председатель ЗС В.А. Варнавский предложил избрать членом Совета Федерации отставного семидесятидвухлетнего политика М. И. Лапшина, который в последнее время занимал пост главы Республики Алтай.
Естественно, у некоторых депутатов сразу возник вопрос: а почему не подобрали кандидатуру из числа жителей Омской области, неужели у нас не нашлось достойных претендентов на этот важный пост? Такой вопрос задал депутат Андрей Алехин и получил из уст г-на Варнавского неубедительное разъяснение о том, что он лично с 1999 года знает Лапшина как организатора Аграрной партии, активно отстаивающего интересы крестьян Сибири, и потому, мол, будет вполне достойно представлять Омскую область.
Еще один вопрос задал депутат Александр Мельников, выразив недоумение, почему не представлена альтернативная кандидатура. Депутат напомнил, что несколько лет назад подобные претензии рассматривались в суде после выборов члена Совета Федерации от Республики Бурятия. Тогда кандидатура баллотировавшегося здесь бывшего Генерального прокурора России Ю. Скуратова так и не прошла. Но почему Скуратова нельзя было допускать в Совет Федерации, а Лапшина можно? Но в ответ спикер Варнавский лишь заметил, что никаких нарушений нет, все делается в соответствии с действующим законом о формировании Совета Федерации. А предложений по альтернативной кандидатуре, выдвинутой одной третью депутатов, не поступило.
Да, формально вся процедура была соблюдена: депутатам были розданы бюллетени для тайного голосования. Как и следовало ожидать, кандидатуру Лапшина поддержали 22 депутата, четверо голосовали «против». Так что фактически получились не выборы, а назначение нового члена Совета Федерации с полного одобрения правящей партии «единороссов».
Перед голосованием председатель ЗС Варнавский сообщил депутатам о том, что к нему поступили телеграммы от старейшин Республики Алтай и некоторых членов Совета Федерации с поддержкой кандидатуры Лапшина. Однако «забыл» упомянуть, что по электронной почте в Законодательное собрание поступило открытое письмо совсем иного содержания. Оно подписано председателем Ассоциации местных жителей (теленгитов) Чуйской степи «Эре Чуй» P.M. Тадыровым. В этом письме жители Республики Алтай весьма нелестно отзываются о бывшем председателе правительства М.И. Лапшине за его действия после разрушительного землетрясения осенью 2003 года. Тогда он принял решение не выдавать людям деньги за разрушенные дома, а восстанавливать населенные пункты, в частности, село Бел-тир через генерального подрядчика в лице правительства республики. Однако вместо обещанных добротных и теплых домов люди получили совершенно непригодное жилье. Жители мерзнут в новых домах, в школе дети тоже занимаются в верхней одежде. Часть домов до сих пор не достроена. Подобная ситуация сложилась в большинстве сел пострадавшего от землетрясения Кош-Агачского района. «Мы считаем, — пишут алтайцы, — что, пытаясь получить статус члена Совета Федерации, М. Лапшин таким образом хочет приобрести иммунитет и избежать уголовного преследования за содеянное». Авторы письма призывают омских депутатов не повторить ошибку, которую сделали жители республики, избрав его в свое время главой администрации.
Но, как видим, депутаты областного Законодательного собрания в большинстве своем лишь послушно исполняют волю руководства. Без каких-либо раздумий одобрили они кандидатуру вышедшего в тираж чиновника из другого региона, не знакомого с проблемами и спецификой нашей области. А российский «Сенат» — Совет Федерации в очередной раз подтвердил свое определение как отстойник неудавшихся, но верных нынешнему режиму политиков.