ЦИФРОВОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ

Полезную телемодель омскому изобретателю помогли создать техническое описание головки самонаводящихся ракет, учебник тригонометрии и лень

Пять лет назад омич Владимир Клевакин, сидя дома перед телевизором, сам себе крикнул: «Эврика!» Пересаживаясь из кресла в кресло, Владимир подумал: почему бы кинескопу не поворачиваться вслед за ним — так, чтобы взгляд постоянно падал на экран под прямым углом? При таких условиях можно и в собственной квартире стереокино посмотреть, но для этого в стране должна произойти «цифровая» революция.

Вот уже несколько лет мировая общественность стремится как можно быстрее попасть в поле цифрового телевидения. Новые технологии дают значительно меньшее радиоизлучение. Передача «цифры» дешевле, а качество изображения и звука — выше. К тому же на одном аналоговом канале, которые существуют сейчас, в будущем могут уместиться сразу восемь цифровых. В Европе давно «просекли» достоинства нового телевидения. Берлин уже полностью перешел на «диджитал»-вещание, во Франции аналоговый сигнал будет вне закона в 2008 году, в Китае — в 2010-м, а в США в следующем году запретят ввозить в страну телевизоры старого формата. В России, где до сих пор в некоторых местах идет черно-белое вещание, ситуация более прозаична. Власти не могут допустить, чтобы в далекой сибирской деревне бабушки лишились сериалов и вечерних новостей. Поменять систему вещания — значит лишиться электората. Само же население еще не скоро сможет себе позволить выбросить 100 миллионов исправных телевизоров и купить столько же цифровых приемников. Чтобы «продавить» прогресс, нужно открыть перед зрителями новые возможности «цифры», как, например, стереовещание. Омский изобретатель уже придумал, как управлять объемным изображением и звуком.

Многие помнят времена, когда в кинотеатре «Маяковский» работал стереозал. Тогда летящее в зрителя копье или свисающая в кинозал яблоневая ветвь считались пределом технической мысли. Сегодняшний избалованный зритель при том качестве изображения ушел бы с сеанса через 10 минут. Резкость картинки стереофильма была настроена на центр зала. Большая же часть пришедщих наблюдала сюжет в рае-фокусе, то есть в размытом виде, к тому же выдаваемые очки были рассчитаны на нормальное зрение. Зрители, страдающие близорукостью или дальнозоркостью, сидели вообще как в тумане… Идеального объема стереоизображения можно достичь с помощью цифрового телевидения в домашних условиях, когда глаза пользователя находятся напротив приемника, а очки подобраны под зрение владельца. В жизни мы видим объекты двумя глазами, поэтому и воспринимаем мир со всеми его выпуклостями. На сегодняшних телевизорах объем превращается в плоскость. Всё равно как если бы мы смотрели в жизни одним глазом. Стереоприемники возвратят зрителя в реальность и даже сделают участником событий. Лишь бы глаза всегда находились напротив центра экрана.

Владимир Клевакин собрал несколько уже сделанных изобретений в одно целое. Это то же самое, как раньше из цепного механизма, рамы и колеса появилась новая машина — велосипед. Поэтому-то изобретатель и получил патент не на изобретение, а на полезную модель. Устройство состоит из двух точек приема сигнала на панели телевизора, которые пеленгуют местонахождение источника, находящегося в стереоочках на носу у человека. Таким образом, куда бы ни перемещался зритель, экран всегда будет поворачиваться за ним, создавая благоприятные условия для просмотра. Но пока существует несколько нерешенных вопросов. Наверняка каждая фирма-производитель станет выпускать в комплекте с телевизором такие очки, в которых просмотр приемников других марок будет невозможен. Получать удовольствие от объемной картинки без очков вообще не получится — изображение будет двоиться. Вдобавок к этому стереоцифровые прелести рассчитаны на эгоистов. Кинескоп должен корректировать свое положение по одному зрителю, так что другие домочадцы окажутся «на галерке».

Несмотря на все «но», изобретение омича не имеет аналогов в мире. А если учесть, что 90% информации мы получаем зрительно, то ясно, что объемная картинка весьма и весьма востребована. Сфера применения «полезной модели» безгранична — от компьютерных игр до медицины, космоса и военной техники. Предполагается, что можно подобрать очки для людей, страдающих косоглазием, чтобы они видели изображение, как люди с нормальным зрением.

Не имея технического образования, Владимир Клевакин за четыре года перевернул библиотеку Пушкина, проштудировал около двухсот томов специализированной литературы. Как говорит изобретатель, самыми полезными оказались учебник тригонометрии и описание головки самонаводящихся ракет. А еще — лень, которая и подтолкнула его к поиску. Вот только труды могут пропасть даром.

Патент омского изобретателя зарегистрирован и опубликован в 125 странах. До 2 марта Владимиру Клевакину необходимо назначить в 52 государствах с высокоразвитой индустрией своих патентных поверенных. Если этого не сделать, идеей могут воспользоваться пронырливые зарубежные дельцы, и тогда омская модель будет применяться и продаваться миллионными тиражами и с такими же миллионными прибылями. В США работает около 50 тысяч венчурных компаний, которые вкладывают деньги в рискованные предприятия. Чаще всего они покупают патенты на изобретения, возлагая на себя задачу дальнейшего продвижения идеи. Изобретатель может спокойно заниматься новыми открытиями. Его интеллектуальный продукт продадут за хорошие проценты. Владимир Клевакин через Интернет не нашел ни одной подобной компании в нашей стране. Приходится быть и создателем и продавцом в одном лице, но пока в России нефть продается лучше, чем идеи.

Владимир мне напомнил, что в 60-х годах прошлого века омский конструктор Арсений Горохов изобрел свой «программирующий прибор», то есть по сути первый персональный компьютер. И даже запатентовал. Однако ни имя его в мировую историю не вошло, ни миллионов он не заработал…