Программу презентации омского центра сопровождали фестиваль британского кино и открытие фотовыставки «Россия — Британия. Общая победа». Вместе с тем можно вспомнить и более ранний опыт сотрудничества музея с Британским Советом — организация выставок «Прерафаэлизм и фотография» 1997 года и «Питер Блейк. Алфавит» 1998 года.
На ближайшее будущее запланирована реализация I еще более масштабного выставочного проекта современного британского искусства в России. Своеобразной прелюдией этой многообещающей задумки стала поездка в Великобританию представителей российских региональных музеев. Омск среди российских кураторов представляла заведующая экспозиционно-выставочным отделом музея имени Врубеля Лариса Тимкова. Английская сторона подошла к организации профессионального тура по-деловому. Российские музейщики были разделены приглашающей стороной натри группы: южная — Сочи, Ростов, Самара, Волгоград, восточная — Новосибирск, Томск, Красноярск, Иркутск и центральная — Ярославль, Нижний Новгород, Екатеринбург, Омск.
У каждого из этих кластеров был свой маршрут, проложенный через музеи разных городов Англии, Уэльса и Шотландии. Группе, в которую попала Лариса Тимкова, для начала предложили знакомство с Йоркширским парком скульптуры (Уэйкфилд), галереей «Миллениум» (Шеффилд) и музеями Кембриджа плюс обстоятельную программу по музеям Лондона.
По словам Ларисы Александровны, особо неизгладимое впечатление оставила поездка в Кембридж — этот символ интеллектуального центра Британии, уютный старинный студенческий городок, где от самих стен колледжей, среди которых есть постройки XII века, веет древней историей. В Кембридже архитектурные памятники очень гармонично сочетаются с современными модерновыми скульптурами, расставленными прямо на зеленых лужайках у стен старинных университетских колледжей. В живописные пейзажи с многовековой стариной смело вторгаются веяния XXI века, создавая совершенно неповторимую атмосферу…
На российских музейщиков произвело впечатление знакомство с новейшими течениями британского искусства, произведениями таких его представителей, как всемирно известный художник Генри Мур. Именно скульптуры этого мастера экспонируются на пространстве Йоркширского парка — огромного по площади музея скульптуры под открытым небом. Многочисленные картины, скульптуры, инсталляции, выставленные в залах лондонских музеев — галереях Тейт-Бритен и Тейт-Модерн, Национальной художественной и портретной галереях, Музее Виктории и Альберта, галерее Серпентейн, Музее дизайна, колледже искусства и дизайна Челси, — и другие интереснейшие экспозиции » создали у российских гостей объемное представление о тенденциях современного, или как его еще называют, актуального британского искусства, дополненное знакомством с классикой. К классическому искусству англичане относятся бережно и даже трепетно. Например, в музее Тейт-Бритен, в котором представлены в основном современные авторы, есть зал выдающегося английского художника Тернера. Его имя носит главная национальная художественная премия Британии — «Приз Тернера». В 1994 году этого почетного приза был удостоен современный скульптор Энтони Гормли. Как раз представители центральной группы имели возможность увидеть одно из его знаменитых творений — скульптуру Ангела, который возвышается с распростертыми крыльями на высоту почти 20 метров.
Конечно, россиянам было интересно познакомиться и с современными принципами организации музейного дела, новациями в экспонировании работ. В этом смысле англичане шагнули далеко вперед. Их музеи представляют собой настоящие комплексы, в которых сочетаются музейные и концертные залы, уютные кафе, магазины сувениров, интернет-центры, кино- и видеоуголки. Посетители, приходя в музей, имеют возможность посидеть за чашечкой кофе, послушать классическую или этнографическую музыку, примерить исторические костюмы, познакомиться через Интернет с историей создания музейной экспозиции или отдельных полотен и даже сделать нужные покупки. Лариса Тимкова рассказывала обо всем этом, отдавая должное профессиональному подходу британских коллег, их изобретательности, удачно сочетающейся с рационализмом. Россияне по-доброму завидовали оснащенности английских музейных залов, современному оборудованию, позволяющему воплощать самые смелые выставочные задумки.
В общем, поездка была полезной во всех отношениях. Такие контакты позволяют обмениваться опытом и впечатлениями с коллегами по российским музеям, брать на вооружение опыт принимающей стороны. Теперь Британский Совет намерен привезти в Россию большую выставку современного британского искусства и показать ее в городах, где открыты его представительства. Российские искусствоведы во время пребывания в Англии высказали свои пожелания по отбору работ на этот масштабный выставочный тур. Как считает Лариса Александровна, и ее мнение разделяют коллеги, у современного искусства пока нет устоявшихся норм, до сих пор не утихают споры, являются ли таковыми некоторые инсталляции и объекты считающихся модными художников. Но в любом случае знакомство с произведениями современных западных мастеров расширит горизонты наших представлений об искусстве конца XX — начала XXI веков.
Осенью нынешнего года британская выставка начнет экспонироваться в российских музеях. Так что омичам остается дождаться этого момента. Судя по впечатлениям Ларисы Тимковой, нас ждут интересные открытия.
На снимках: российские музейщики у отеля «Кенсингтон»; вид на Вестминстер с Темзы; лондонская улица.