ОКО БУДИТ ГОРОЖАН ОТ ЗИМНЕЙ СПЯЧКИ

Свой самый последний по времени сбор Общество коренных омичей проводило в Либеров-центре совсем недавно - 13 февраля

На встречу, похоже, собралась самая активная часть этой общественной организации. Стало быть, и самые инициативные жители нашего города. Однако это достойное похвалы качество далеко не всем приходится по душе. Порой и чиновнику, и рядовому гражданину спокойнее живется, когда все идет своей рутинной чередой. А коренным омичам буквально до всего есть дело, они не желают оставаться равнодушными. Что вполне и продемонстрировало их февральское собрание. Первым в повестке дня, оглашенной председателем общества Владимиром Селюком, стоял пункт о … мате. Что ж, надо признать: вопрос об этом для Омска действительно назрел.

Подумайте, уютно ли вы себя чувствуете, слыша рядом с собой — на городских улицах, в транспорте, магазинах, учреждениях — речь, густо сдобренную матами? Причем звучит она не только от подвыпивших, опустившихся бродяжек, но и от респектабельных, на первый взгляд, граждан, от одетых по последней моде девушек и стильно экипированных молодых парней. Сегодня таких «краснобаев» мало кто решается одернуть, никак не реагируют на сквернословие и стражи закона. Более того, люди в милицейской форме и сами порой могут сразить виртуозным владением ненормативной русской лексикой.

Обсуждая эту отнюдь не лингвистическую проблему, коренные омичи пришли к выводу, что корни ее в очень низком уровне общей культуры горожан. И в том, что в семье гораздо меньше внимания уделяется общению с детьми, совместному чтению книг, просмотру фильмов, спектаклей. Сегодня редко кто из родителей и воспитателей учат своих воспитанников правилам поведения в обществе: что прилично, что недопустимо. К тому же не лучшие образцы поведения нам преподносят с телеэкрана, где в скандальных ток-шоу и фильмах на криминальную тему можно успешно «постигать науку», как вести себя хамски-наплевательски по отношению к окружающим.

Итог всего этого печален. По признанию одной из коренных омичек, преподавательницы ОмГУ, мат звучит даже в стенах этого высшего учебного заведения нашего города. В этом смысле классический университет отнюдь не является исключением среди собратьев по высшей школе.

Как можно начать исправлять ситуацию? По единодушному мнению присутствовавших на собрании, кроме усиления воспитательной работы в семьях, было бы не лишним вернуть штрафы и знаменитые 15 суток за сквернословие в общественных местах. Наверняка любители спрягать глаголы ненормативной лексики будут оглядываться по сторонам — нет ли кого рядом из женщин и детей?

Второй пункт обсуждения на встрече членов ОКО был посвящен проблемам сохранности исторических зданий в центре города. В частности, зашла речь о том, что намечен снос части старого омского госпиталя, которому нынче исполняется 230 лет. На его территории, между прочим, имеется аптека, в которой бывал еще Федор Михайлович Достоевский. Скорей всего, этот аргумент мало эффективен для пробуждения сознания людей, которые руководствуются исключительно соображениями чистогана… В любом случае коренные омичи постараются привлечь к этому немаловажному вопросу общественное внимание и будут апеллировать к руководству города.

Владимир Селюк напомнил, что особое внимание нужно обратить и на обустройство старой Омской крепости, максимально сохранив в ее пределах старинные постройки. В свое время, готовясь к 300-летию Петербурга, тамошние власти приняли решение: не сносить ни одного здания XIII века. И не снесли! Чем же омичи хуже питерцев?

Был затронут на встрече «оковцев» и вопрос относительно будущей генеральной застройки Омска. Наметилась тенденция сосредоточивать в центре, да и в новостройках тоже, множество развлекательных учреждений. Странно, что архитекторы сегодня мало думают о людях, которые будут жить в проектируемых ими микрорайонах. На Западе их коллеги прежде всего заботятся о комфорте и удобстве для населения, о близости к жилым массивам магазинов, рынка, аптек, поликлиник, детских садов, школ.

Еще одна инициатива, озвученная Селюком и одобренная собранием, касалась строительства Успенского собора. По мнению Владимира Ивановича, активизировать сбор пожертвований на собор можно с помощью выпуска специальных сертификатов. Захотел человек пожертвовать на восстановление храма энную сумму денег — сделал взнос. А взамен ему выдается бумага, в которой факт пожертвования зафиксирован. Можешь этот сертификат в рамочке на стену повесить, можешь в семейном архиве сберечь для потомков. Точно таким же образом русские эмигранты первой волны, оказавшись за рубежом, собирали средства для строительства православных церквей.

Самые разные вопросы рассматривались на заседании ОКО. Можно упомянуть разговор о продолжении работ на аллее омских литераторов, о проведении национальными центрами праздника сибирской картошки, о создании музея омского спорта, о памятных досках омичам, прославившим свой город. Инициатив действительно много. Если на каждую из них откликнется хотя бы какая-то часть населения Омска, можно будет смело сказать, что горожане выходят из состояния зимней спячки, вернее, состояния безразличия к тому, что происходит рядом с ними. Пробуждение гражданского самосознания — это тоже одна из задач ОКО. Похоже, сегодня она действительно начинает решаться.