ПОЛЕЖАЕВ ЗНАЕТ, ЧТО ДЕЛАТЬ С ЖКХ

На этой неделе Леонид Полежаев провел заключительные заседания возглавляемой им по поручению президента рабочей группы по разработке концепции преобразования российского ЖКХ

В понедельник наш губернатор на заседании президиума Госсовета доложит о результатах проделанной работы Владимиру Путину, а во вторник выступит перед всем составом Госсовета.

В течение двух месяцев коллектив под руководством Леонида Полежаева интенсивно трудился над концепцией, параллельно над нею работала и правительственная группа. К общему удовлетворению, позиции и тех, и других во многом совпали, не возникло конфликта мнений, как это было, например, при обсуждении реформирования РАО ЕЭС. Это и не удивительно, ведь в группу Полежаева входили представители Минфина, Минэкономики, Госстроя, руководители регионов, больших и малых городов, ученые. Изначальной целью было выработать не некое обособленное мнение, а рабочий документ, на основе которого правительство сможет принять конкретное решение. Наш губернатор прекрасно понимал, что перед ним стоит задача решить не какую-то техническую проблему, касающуюся отдельной отрасли, как, скажем, в случае с реформой МПС, а найти вариант, учитывающий интересы всех сторон, и в первую очередь — рядовых граждан. Ведь субъектом реформирования ЖКХ является буквально каждый россиянин. Поэтому столь важно было свести все предложения к одному направлению, отвечающему на вопрос, как в результате реформы должны измениться качество и стоимость коммунальных услуг, как добиться того, чтобы все это огромное хозяйство эффективно работало и при этом его услуги были доступны по цене людям.

Как известно, это уже четвертая попытка реорганизации нашего ЖКХ. Предыдущие потерпели неудачу, по мнению Леонида Полежаева, по двум причинам: излишней политизации и чрезмерного привнесения рыночных отношений. Вспомним, как в 1997 году говорил Немцов: оплату коммунальных услуг нужно сразу сделать стопроцентной. Ни к чему хорошему это не привело бы, да и вообще было нереализуемо: люди не могут и не должны оплачивать те бесхозяйственность и расточительство, которые существуют в нашем ЖКХ. Необходимо выйти на социально приемлемый вариант реформы и максимально растянуть ее по времени, чтобы взяться за реальное повышение тарифов тогда, когда улучшатся экономические условия в стране, а значит, и материальное положение народа. Именно эту позицию Леонид Полежаев намерен до конца отстаивать перед президентом.

По «плану Полежаева», как уже окрестили концепцию рабочей группы Госсовета в правительстве, в первую очередь нужно принять закон об основах российского ЖКХ, провести ревизию правовых актов, касающихся отрасли, аудит ее затрат, разработать систему управления, сделав ее, максимально прозрачной. И непременно очень взвешенно подойти к той части населения, которая действительно не в состоянии оплачивать коммунальные услуги на 100 процентов, определив для нее общий объем адресных субсидий. Это непросто, но выделить тех, кто может полностью оплачивать услуги ЖКХ, не менее сложно — за последние десять лет россияне очень хорошо научились скрывать свои доходы.

Вообще, когда речь заходит о реформе ЖКХ, людей пугает, наверное, только одно — завораживающая цифра 100 процентов. Но на нее, утверждает Леонид Полежаев, мы не выйдем никогда, во всяком случае, для всех. Этого, кстати, и не надо, хотя бы потому, что стопроцентная оплата услуг ЖКХ населением все равно ничего не даст отрасли: это будет лишь треть ее затрат. Остальные — коммунальщики несут, обслуживая бюджетные учреждения и структуры, предприятия. А они-то как раз и являются самыми неаккуратными плательщиками. За коммунальные услуги практически не платят армия, федеральные ведомства.

Поэтому, по мнению Полежаева, именно государство должно подать нравственный пример, начав исправно платить по своим долгам. Содокладчиком нашего губернатора будет Виктор Христенко. Они уже встретились и, по словам Леонида Полежаева, серьезных возражений против предложенной им концепции у вице-премьера нет. Нет их и у Госстроя. Это вселяет надежду на то, что реформа ЖКХ наконец-таки начнется. Тянуть со стартом нельзя — у экономики России есть два года передышки, а за это время реформа приобретет необратимый характер. Иначе же она вообще может не состояться, что приведет отрасль к системному кризису.