МОСТ СОБЕРУТ НА ЗЕМЛЕ, А ЛИШЬ ЗАТЕМ ПОСТАВЯТ НА ОПОРЫ

МОСТ СОБЕРУТ НА ЗЕМЛЕ, А ЛИШЬ ЗАТЕМ ПОСТАВЯТ НА ОПОРЫ

Прошло пять месяцев, как по инициативе губернатора Леонида Полежаева строительство моста было возобновлено. И за этот срок денег освоено больше, чем за предыдущие три года. Но это лишь общие фразы

А омичам, несомненно, было бы интересно знать, что уже сделано, на каком этапе находится строительство, какие именно технические задачи решают сейчас мостостроители.

Чтобы понять, о чем идет речь, немного о том, что представляет собой конструкция моста и чем она уникальна. Мост должен стоять на опорах. Их шесть: четыре в середине выполнены с применением бетонных блоков, две поменьше по краям — монолитные. Сейчас две большие опоры готовы полностью, еще одна — почти готова. Малые крайние опоры готовы наполовину. А еще одна опора, та, которая посреди Иртыша, за зиму была построена до уровня воды. Когда спадет половодье, работы начнутся и на ней.

Конструкция мостового перекрытия, которое должно лечь на опоры, уникальна. Это связано с тем, что мост двухъярусный: сверху — для автомобилей, снизу -для поездов метро. Кто видел стройку вблизи, мог заметить, что каждая опора моста раздвоена — на общем фундаменте стоят отдельно левая и правая опоры. В тексте трудно объяснить технические подробности. Но, грубо говоря, на каждую половинку опоры будут положены балки (это как бы огромные железнодорожные рельсы) поперек всего Иртыша — две балки параллельно друг другу. Конструкция, естественно, составная — каждый пролет моста в длину будет состоять из четырех таких балок.

Балки действительно огромные. Высота от нижней площадки «рельса» до верхней — семь метров. Это и есть высота от нижнего этажа, по которому пойдет метро, до верхнего. Поперек балок сверху и снизу будут положены перекрытия, по которым будут ездить автотранспорт и поезда метро.

А теперь самое интересное -как все эти колоссальные конструкции (масса каждого из пяти пролетов моста — 1200 тонн) водрузить на положенное им место? Традиционно монтировали каждый пролет отдельно, с применением плавучей техники. Но в данном случае, учитывая двухъярусность и массивность моста, такой метод привел бы к большим затратам и затянул бы сроки строительства. Поэтому решено использовать иной, прежде не применявшийся способ. Мост будут собирать на левом берегу, на земле, а затем по мере готовности тянуть его через опоры к правому берегу.

Как это сделать технически? Уже сейчас с левого края моста строится специальное сооружение, называемое на техническом языке «анкер». Это несколько рядов небольших железобетонных опор высотой до четырех метров. Пространство между ними засыплют щебнем, а на верх опор установят мощные домкраты. Которые и будут двигать всю конструкцию моста к правому берегу. Рядом с «анкером» строится насыпь высотой в четыре метра, на которой будет происходить сборка моста с помощью двух козловых кранов.

Как известно, уже сейчас Курганский металлозавод поставляет в Омск металлоконструкции для моста. Транспортировка балок длиной 32 метра и весом 16 тысяч тонн каждая -дело непростое. Они доставляются железной дорогой к производственной базе «Мостоотряда-63», что у левобережной части моста имени 60-летия ВЛКСМ, который омичи еще по привычке называют «новым». Для того, чтобы доставить их к месту строительства, пришлось построить специальную автодорогу рядом с поселком Рыбачий. Неподалеку от того же Рыбачьего, кстати, уже ведет подготовительные работы другой подрядчик — НПО «Мостовик». Ему предстоит построить подходы к мосту со стороны левого берега через старицу Замарайку.

Что касается сроков строительства, то к 15 августа должны быть готовы сборочная площадка, а также анкер, и произойдет сварка первого стыка на будущем мосту. А к концу нынешнего года должен быть готов его первый пролет.