МАРШРУТКИ ПО ЗАКОНУ

В Омске начала действовать новая маршрутная схема, в которую "не вписались" более полутора тысяч частных перевозчиков

Так исторически сложилось, что Омск, растянувшийся вдоль Иртыша на семьдесят километров, на всем своем протяжении имеет, по сути, одну сквозную транспортную артерию. Отсутствие полноценных дорог-дублеров и многократное увеличение количества транспортных средств привели к тому, что перегруженные магистрали областного центра стали фактически непроезжими, а автомобильные пробки растягивались на несколько километров, Ситуация в этом смысле значительно осложнилась, когда на рынок пассажирских перевозок активно стали выходить частные перевозчики. И этот процесс на фоне кризиса муниципального пассажирского транспорта, который переживал Омск на протяжении последних десяти лет, грозил перерасти в неуправляемый.

Поэтому, когда в апреле прошлого года к руководству пришла новая команда городской администрации, в качестве одной из важнейших была поставлена задача наведения порядка в сфере пассажирских перевозок. Первое, с чего начали городские власти, — это пополнение и обновление подвижного состава муниципальных пассажирских автопредприятий. Только за неполный 2005 год и начало этого из областного бюджета по решению губернатора Омской области Леонида Полежаева были выделены средства на приобретение порядка четырехсот новых машин. Плюс к этому администрация города Омска создала совместное с компанией «Русские автобусы» предприятие, а последнее в качестве уставного капитала вошло в него еще 207 автобусами. Таким образом, парк обновился практически полностью, и сегодня, по заверениям директора городского департамента транспорта Владимира Губера, интервалы движения автобусов сократились до шести-восьми минут. Значительное пополнение парка позволило продлить и время работы общественного транспорта. Если раньше после девяти — десяти вечера уехать из центра города на окраины было проблемой, то теперь общественный транспорт работает до 24 часов.

— Решая транспортную проблему, — заявил мэр Омска Виктор Шрейдер, — мы исходили, в первую очередь, из стремления обеспечить льготный проезд тем категориям омичей, которые имеют на это право и которые фактически были лишены этой льготы при проезде на маршрутных такси.

Заметим, что правом льготного проезда в городе обладает около 60 процентов всего населения областного центра. Другая, не менее важная задача, которую решали городские власти, вводя новую транспортную схему, — это обеспечение безопасности пассажирских перевозок. Омск уверенно занимает первое место среди крупнейших городов России по количеству дорожно-транспортных происшествий и числу погибших и травмированных в них, виновниками которых стали водители маршрутных такси. Вот и в минувшую субботу очередной жертвой нетрезвого «газелиста» стала женщина.

В Омске и был проведен конкурс среди частных автоперевозчиков, итогом которого стало сокращение практически вдвое количества «Газелей», обслуживавших городские маршруты. Не согласившись с решением властей, частные автоперевозчики организовали митинг, в котором приняло участие, по оценкам УВД Омской области, порядка двух тысяч человек. Смысл их требований к властям сводился к следующему: дайте возможность работать и не мешайте свободной конкуренции!

По поводу работы. На прошедшей на днях пресс-конференции главы местного самоуправления Виктора Шрейдера в очередной раз им было заявлено, что все водители маршрутных такси, не прошедшие конкурс, имеют возможность трудоустроиться в муниципальные автопредприятия. Причем с более высокой заработной платой и на условиях получения так называемого социального пакета, которого они не имели, работая «на хозяина». Что касается свободной конкуренции, то иные из участников проводимого среди автоперевозчиков конкурса изначально предлагали нереальные и невыполнимые условия, направленные, как считают в горадминистрации, на его срыв. В частности, заявлялись намерения возить пассажиров за два рубля (сегодня стоимость одной поездки в маршрутном такси равна восьми рублям) и отчислять в городскую казну по десять тысяч ежемесячно. Но эти заявления так и остались декларативными.