Так исторически сложилось, что Омск, растянувшийся вдоль Иртыша на семьдесят километров, на всем своем протяжении имеет, по сути, одну сквозную транспортную артерию. Отсутствие полноценных дорог-дублеров и многократное увеличение количества транспортных средств привели к тому, что перегруженные магистрали областного центра стали фактически непроезжими, а автомобильные пробки растягивались на несколько километров, Ситуация в этом смысле значительно осложнилась, когда на рынок пассажирских перевозок активно стали выходить частные перевозчики. И этот процесс на фоне кризиса муниципального пассажирского транспорта, который переживал Омск на протяжении последних десяти лет, грозил перерасти в неуправляемый.
Поэтому, когда в апреле прошлого года к руководству пришла новая команда городской администрации, в качестве одной из важнейших была поставлена задача наведения порядка в сфере пассажирских перевозок. Первое, с чего начали городские власти, — это пополнение и обновление подвижного состава муниципальных пассажирских автопредприятий. Только за неполный 2005 год и начало этого из областного бюджета по решению губернатора Омской области Леонида Полежаева были выделены средства на приобретение порядка четырехсот новых машин. Плюс к этому администрация города Омска создала совместное с компанией «Русские автобусы» предприятие, а последнее в качестве уставного капитала вошло в него еще 207 автобусами. Таким образом, парк обновился практически полностью, и сегодня, по заверениям директора городского департамента транспорта Владимира Губера, интервалы движения автобусов сократились до шести-восьми минут. Значительное пополнение парка позволило продлить и время работы общественного транспорта. Если раньше после девяти — десяти вечера уехать из центра города на окраины было проблемой, то теперь общественный транспорт работает до 24 часов.
— Решая транспортную проблему, — заявил мэр Омска Виктор Шрейдер, — мы исходили, в первую очередь, из стремления обеспечить льготный проезд тем категориям омичей, которые имеют на это право и которые фактически были лишены этой льготы при проезде на маршрутных такси.
Заметим, что правом льготного проезда в городе обладает около 60 процентов всего населения областного центра. Другая, не менее важная задача, которую решали городские власти, вводя новую транспортную схему, — это обеспечение безопасности пассажирских перевозок. Омск уверенно занимает первое место среди крупнейших городов России по количеству дорожно-транспортных происшествий и числу погибших и травмированных в них, виновниками которых стали водители маршрутных такси. Вот и в минувшую субботу очередной жертвой нетрезвого «газелиста» стала женщина.
В Омске и был проведен конкурс среди частных автоперевозчиков, итогом которого стало сокращение практически вдвое количества «Газелей», обслуживавших городские маршруты. Не согласившись с решением властей, частные автоперевозчики организовали митинг, в котором приняло участие, по оценкам УВД Омской области, порядка двух тысяч человек. Смысл их требований к властям сводился к следующему: дайте возможность работать и не мешайте свободной конкуренции!
По поводу работы. На прошедшей на днях пресс-конференции главы местного самоуправления Виктора Шрейдера в очередной раз им было заявлено, что все водители маршрутных такси, не прошедшие конкурс, имеют возможность трудоустроиться в муниципальные автопредприятия. Причем с более высокой заработной платой и на условиях получения так называемого социального пакета, которого они не имели, работая «на хозяина». Что касается свободной конкуренции, то иные из участников проводимого среди автоперевозчиков конкурса изначально предлагали нереальные и невыполнимые условия, направленные, как считают в горадминистрации, на его срыв. В частности, заявлялись намерения возить пассажиров за два рубля (сегодня стоимость одной поездки в маршрутном такси равна восьми рублям) и отчислять в городскую казну по десять тысяч ежемесячно. Но эти заявления так и остались декларативными.