— Юрий Владимирович, по прогнозам российских аналитиков, страна наша -на пороге техногенных катастроф. Основные производственные фонды изношены, поскольку у предприятий нет денег на их обновление. Какая уж тут охрана труда?
— Все верно. Мы до сих пор эксплуатируем оборудование еще двадцатых-тридцатых годов, используем старые, вредные технологии. Но проблема не в том, что сложились такие экономические условия. Сама государственная политика в сфере охраны труда до сих пор была далекой от цивилизованных норм. Достаточно сказать, что лишь в 1999 году принят федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ». Никогда прежде такого закона у нас не было.
— А что было?
— Была Конституция. И считалось, что она дает человеку достаточные гарантии его прав и свобод.
— Но ведь действительно: и молоко «за вредность», и дополнительные отпуска, и прочие компенсации, направленные на то, чтобы снизить ущерб здоровью работника, реально существовали.
— Вот-вот. Молоко «за Вредность». Я бы назвал эту Политику «политикой ломаного стула». Вместо того, чтобы устранить сам источник вредного воздействия, то есть купить новый стул, максимально комфортный и безопасный для сидящего, мы сажали человека на ломаный и говорили: «Он, конечно, без одной ноги, так что будь внимателен, не свались. Но вот тебе дополнительное питание, дополнительный отпуск и льготная пенсия». Тем самым от работника как бы откупались. Однако рано или поздно он со стула все-таки падал. Тогда вступала в действие система выплат и компенсаций за трудовые увечья или гибель на производстве. А на стул тем временем садился другой работник. И все шло по тому же кругу.
В результате у нас появилось неимоверное количество льготников. Причем зачастую льготы давались лишь на том основании, что профессия попала в список вредных, а не по наличию вредности на конкретном рабочем месте. Скажем, и сварщик на заводе, и сварщик ЖКО, который не больше часа в день держал в руках аппарат, — оба оказывались льготниками.
И вот на все эти выплаты государство тратило огромные деньги, тогда как на создание безопасных условий труда средств не находилось.
— Юрий Владимирович, но тех революционных изменений, которые вы связываете с принятием закона «Об основах охраны труда в РФ», люди, полагаю, пока на себе не ощутили. Наоборот, можно привести массу примеров, когда и старые гарантии отменены, и новые не действуют.
— Не бывает так, чтобы закон, едва появившись, автоматически начал работать. Нужны механизмы, позволяющие его «запустить».
При переходе к рынку государство перестало быть единственным работодателем. Возникли предприятия и организации различных форм собственности. И отношения между участниками трудового процесса кардинально изменились. Поэтому какой-то период мы оказались в ситуации правового вакуума, когда человек, работник вообще ничего не стоил. Новоиспеченные предприниматели, не имеющие представления об организации безопасных рабочих мест, на охране труда попросту экономили.
Закон «Об основах охраны труда в РФ» впервые заставляет взглянуть на работника как на государственное богатство. Суть новой концепции государства в области охраны труда на предприятиях такова: «Оборудование, помещения, земля под ними, коммерческие тайны — все ваше, господа работодатели. Люди не ваши! И государство берется гарантировать их право на работу в таких условиях, которые не вредили бы их жизни и здоровью».
— Гарантировать каким образом?
— Впервые создается государственная система управления охраной труда, охватывающая как федеральный уровень власти, так и уровень местных администраций. Государство, конечно, не заинтересовано закрывать опасные производства — ему нужны рабочие места. Но оно вводит экономические рычаги, которые заставят работодателя заботиться об улучшении условий труда. Важным шагом в этом смысле стал закон об обязательном страховании от несчастных случаев и профзаболеваний. Принят он давно, а введен в действие с 1 января 2000 года, после выхода закона о страховых тарифах.
— Что такое эти тарифы?
— Страховой тариф зависит от класса опасности предприятия. Таких классов сейчас 22. К концу года, как ожидается, их станет 30, что позволит устанавливать тарифы более обоснованно. То есть мы учимся, совершенствуемся.
В 2001 году должен быть принят механизм дифференцирования тарифов внутри классов опасности. Он предусматривает, что если предприятие занимается внедрением безопасных технологий, страховой тариф может существенно (на 40 процентов) уменьшаться, если же, наоборот, условия труда оставляют желать лучшего, тариф увеличивается до 40 процентов.
Сегодня все считают деньги. Так что владельцу предприятия придется выбирать: или вкладывать средства в создание современных рабочих мест, прогрессивные технологии, или отдавать их государству, в фонд социального страхования.
— Страхованию подлежат все работающие? И я, как журналист, и продавец оптового рынка, и учитель?
— Абсолютно все. И вот что важно. Создание этого фонда позволило государству взять на себя выплаты по потере здоровья на производстве, освободив от них работодателя. Таким образом исключены ситуации, когда человек не может добиться компенсации, поскольку предприятие, где он получил увечье, исчезло, как сезонный цветок. В фонд уже обращаются люди, пострадавшие на производстве и десять, и двадцать лет назад. Все случаи независимо от срока давности расследуются, и справедливость восстанавливается.
Благодаря тому же фонду обязательного страхования от несчастных случаев и профзаболеваний у нас в области на базе медсанчасти № 7 организован профпатологический центр. Он будет заниматься выявлением профзаболеваний — не секрет, что раньше такие заболевания старались не фиксировать. А на базе санатория «Омский» начал работать реабилитационный центр, здесь люди с профзаболеваниями смогут пройти бесплатное лечение.
Из того же фонда выделяются деньги на обучение по охране труда. В 2001 году область получит на эти цели почти пять миллионов рублей. Мы передаем их в учебные центры, которых уже около двадцати. Все предприятия, застраховавшие своих людей, смогут пользоваться их услугами бесплатно.
Еще один революционный момент: на предприятиях с численностью работающих свыше 100 человек служба охраны Труда, по закону, обязательна. Мелкие предприятия должны заключать договоры со специалистами по охране труда. В связи с этим комитетом труда и занятости населения администрации области учрежден центр охраны труда. Через систему абонементного обслуживания он будет оказывать услуги субъектам малого и среднего бизнеса.
Можно еще долго и много говорить на эту тему. Но главное я уже сказал: сохранение здоровья и жизни работников стало одним из приоритетов социальной политики государства. Думаю, революционность новых законов мы ощутим на себе довольно скоро, хотя нерешенных проблем хватает. Прежде всего -медленно меняется психология людей. А ведь надо, чтобы мы сами почувствовали себя достойными лучшего. Тогда цивилизованные отношения в сфере охраны труда будут внедряться быстрее.