— А почему я вообще должен принимать участие в конкурсе? Я — частный предприниматель. Потребность в моих услугах определяет только рынок, а не чиновник. Почему меня выдавливают с рынка перевозок, вместо того, чтобы предоставить возможность самим пассажирам решать, что им выбрать: мою маршрутку или муниципальный транспорт?
По мере подготовки данного материала мы попытались найти ответы не только на вышеперечисленные вопросы, но и на многие другие, ставшие в одночасье весьма актуальными для всех омичей, как пассажиров общественного и коммерческого транспорта.
Что, собственно, происходит с новой транспортной схемой, вступление в силу которой в феврале вызвало столько эмоций у предпринимателей? И так ли уж вездесущ этот рынок, что только ему одному под силу «раздать всем сестрам по серьгам» и навести порядок на наших дорогах?
РЫНОК РЫНКУ РОЗНЬ
То, что мы называем рынком — свободной системой коммерческих отношений между гражданами, — за 15 лет реформ в России так до конца и не сформировалось. Что неудивительно. Иным странам для этого потребовались столетия. Мы только подходим к самым существенным переменам в нашей жизни — реформам ЖКХ, электроэнергетики, того же транспорта, муниципальных органов самоуправления… Цены на потребительские товары государство уже не держит, но оно просто обязано контролировать ситуацию, чтобы в стране не случалось «соляных» или «сахарных» бунтов.
Радивый руководитель региона или города в первую очередь берет под контроль сферы, напрямую влияющие на жизнь граждан. И пассажирский транспорт — одна из таких сфер. Кто же допустит, чтобы рыночные законы стали в этом сегменте экономики города превалирующими? У бизнеса всем понятный денежный интерес к перевозкам. Но в этом интересе нет места социальной ответственности перед обществом, в котором около половины всего населения — льготники.
Да, предприниматель не обязан перевозить бесплатно ветерана войны, инвалида или многодетную мать. Но тогда не надо мешать это делать муниципальному транспорту, который в. кои-то веки получил возможность развития. Ведь именно в этом заключалась главная причина пересмотра транспортной схемы города: перенасыщенность коммерческими «Газелями» центральных магистралей мешала муниципальному транспорту осуществлять свою работу. Пополняя парк муниципального транспорта, власть, что естественно, позаботилась о том, что бы он нормально функционировал. И позаботилась честно и открыто, предупредив частных перевозчиков о предстоящих переменах и объявив конкурс на те маршруты, которые остались в новой транспортной схеме.
Можно возмущаться сколько угодно, но факт остается фактом — рынок пассажирских перевозок определяет власть, ответственная перед населением, а не бизнес, отвечающий только за себя. Город не должен находиться в зависимости от технического состояния коммерческого транспорта и амбиций его владельцев. Что лишний раз доказали январские морозы, когда полторы тысячи «Газелей» просто не вышли на маршруты.
ТОРМОЗИТЬ ИЛИ ЕХАТЬ
Нетрудно представить, как развивалась бы ситуация с пассажирскими перевозками, оставь власть все так, как это было до принятия новой транспортной схемы. Все ведь прекрасно помнят, что творилось на дорогах города весною-летом прошлого года. Пробки стали нашей ежедневной головной болью. Причины — высокая аварийность именно коммерческого пассажирского транспорта. Лихие «газелисты» в стремлении обойти конкурентов и собрать побольше пассажиров, пренебрегали элементарными мерами безопасности: превышали скорость, шли не двойной обгон, легко по требованию переходили на резкое торможение…
Как следствие, Омск стал бить рекорды по ДТП с участием маршруток. И этот вал было практически не остановить: на место выбывшей на ремонт «Газели» тут же становилась другая, а то и две. Количество их все росло и росло, а парк муниципального транспорта с каждым месяцем становился все меньше и меньше. В итоге всех нас в недалеком будущем ждал транспортный коллапс — ни уехать, ни проехать. Рост социальной напряженности на фоне требований частных перевозчиков повысить тариф на проезд, не заставил бы себя долго ждать. Понятно, что данный вариант не решил бы проблему, он завел бы ее решение в тупик.
Когда предприниматели говорят, что места на дорогах города хватило бы всем участникам рынка пассажирских перевозок, они, мягко говоря, лукавят. Бизнес должен развиваться. Иначе он рискует быть поглощенным. Когда количество маршруток достигает всех мыслимых пределов, это только обостряет аппетиты их владельцев. Рынок между собой начинают делить крупные игроки, и не факт, что этот передел произошел бы мирным путем. Нам только в Омске маршруточных войн не хватало! Неужели такова цена рыночной саморегуляции?
Как ни крути, а власть была просто обязана вмешаться в рынок коммерческих перевозок и навести в нем порядок.
В новой транспортной схеме, разработанной специалистами департамента транспорта и омскими учеными, нашло свое отражение оптимальное сочетание маршруток и муниципального транспорта. Никто никому на дороге не мешает. За прошедший месяц все омичи обратили внимание на то, как по расписанию стали ходить троллейбусы и автобусы, причем интервал их движения значительно уменьшился. В часы пик давок на остановках нет. Да и маршрутки теперь не простаивают в ожидании пассажиров, работая с полной нагрузкой в течение всего дня.
Количество пробок пошло на убыль, стало меньше аварий. Нельзя не отметить и улучшение экологической обстановки: все же более тысячи «Газелей» уже не дымят на дорогах города с утра и до позднего вечера. Да, есть отдельные недоработки и несостыковки, типичные для всех нововведений: где-то транспорта оказалось больше, чем нужно, а где-то меньше. Но любой реформе нужно время, чтобы отладить ее механизм.
И самое главное — мы получили наконец-то надежное транспортное сообщение в любые морозы, при любой стоимости топлива и прочих неблагоприятных условиях, чего без ввода новой маршрутной сети было бы проблематично добиться. Не говоря уже об обеспечении льгот и сдерживании роста стоимости проезда. Все это факты, от которых не отвернуться.
А звонивший в редакцию «газелист», кстати, перешел работать водителем автобуса в муниципальное предприятие, о чем с радостью и поделился с редакцией. Он впервые за несколько лет получил возможность спокойно работать, без ежедневного риска и нагрузок для семейного бюджета. Соцпакет, отпуск, заработная плата чуть ли не в два раза больше, чем раньше. О том, что такое возможно, он уже успел забыть за смутное время перемен в нашей жизни…