СТРЕЛЯТЬ НЕЛЬЗЯ. И МИЛОВАТЬ НАМ НЕЧЕМ

СТРЕЛЯТЬ НЕЛЬЗЯ. И МИЛОВАТЬ НАМ НЕЧЕМ

Тема птичьего гриппа с каждым весенним днем становится все более актуальной, по мере поступления новой информации из южных регионов страны, где с 10 марта приступили к вакцинации домашней птицы, становится понятным, насколько нелегкое это дело - защита от птичьей напасти

В том же Ставропольском, Краснодарском краях, Кабардино-Балкарии, Дагестане, Калмыкии, Чечне, а теперь уже и в Астраханской области, где за несколько недель погибло более миллиона пернатых, следовало бы обезопасить домашнюю птицу гораздо раньше. Глядишь, и не было бы такого урона. Но, как всегда бывает, беда подкралась незаметно… Теперь вот приходится делать это в авральном режиме в надежде на то, что оставшуюся птицу на личных подворьях россиян удастся спасти.

ЧЕЛОВЕК С РУЖЬЕМ ОТДЫХАЕТ

Как это делается, нам показали в воскресенье в «Вестях недели». Приехала в астраханскую деревушку машина с ветеринаром, и все желающие хозяева подворий пошли покупать «за рупь — штука» вакцину от птичьего гриппа, чтобы самостоятельно привить свою пернатую живность. Ежели кто не знал, как это делается, ему помог ветеринар. Но, честно говоря, от столь незатейливой картинки всеобщей вакцинации домашней птицы стало как-то не по себе. Понятно, что ждать бригады спецов в защитных одеждах и респираторах времени там уже нет, что гораздо быстрее и проще — привить клушек-несушек самостоятельно. Но все-таки лучше, чтобы вакцинацией занимались профессионалы, а не дед с бабкой, прослушавшие коротенькую инструкцию по мерам безопасности.

Да, в Омской области на почве по ночам пока еще минус, и есть время до прилета дикой птицы, чтобы не выборочно, а стопроцентно привить вирус птичьего гриппа всему нашему полуторамиллионному курино-утино-гусиному хозяйству. У нас есть возможность не повторить ошибки южан и не пуститься в панику при виде косяков диких уток или гусей, летящих на омские водоемы. Как в том же Дагестане, где мужчины хватали ружья для защиты своих хозяйств от дикой птицы. Причем от любой, без разбора — от уток и гусей до ворон и воробьев.

— Подобная агрессия к пернатым просто недопустима! — считает биолог, профессор МГУ Михаил Корзун. — Далеко не факт, что все дикие птицы заражены птичьим гриппом. Если б это было действительно так, то нас всех давно окружали бы трупы этих бедных пернатых. Этого нигде не происходит, хотя за последние несколько лет птичий грипп охватил территорию 37 государств, включая Россию. Дикая птица больна в самой малой своей части. К примеру, на стаю диких уток только две-три особи могут быть переносчиками вируса. А могут и не быть. Что ж, теперь всю стаю под ружья?

— Помните, к чему привело в Китае массовое уничтожение воробьев? Поля некому стало защищать от вредителей и насекомых. Что может произойти, если кому-то в голову придет мысль отстрелять всех диких уток, даже представить трудно.

остаться неизвестным, вообще высказался по поводу нагнетаемой ситуации с птичьим гриппом и перелетными птицами как о дутом пузыре. По его мнению, гораздо большую опасность в распространении вируса представляет сам человек. Миграционные пути дикой птицы всем известны, но в зону поражения попадают и регионы, где птицы не летают. Вместо того чтобы принять строжайшие меры к самому себе, человек уже внутренне готов истребить всю перелетную птицу. Не дикость ли?

По мнению ученых, отстрел перелетных птиц может привести к еще большему распространению заболевания. Пострелять — постреляли, а собрать всю убитую птицу вряд ли удастся. Ее в камышах расклюют вороны, а затем прилетят полакомиться зерном на подворье. Ее притащат туда же собаки и кошки. Если вирус действительно есть, он рано или поздно достигнет тот организм, в котором способен размножаться. А от него передаться другому.

Утешает только то, что Россия не такая уж богатая страна. Патрон к охотничьему ружью стоит дороже, чем вакцинация всей домашней птицы в личном хозяйстве. На селе деньги считать умеют лучше, чем в городе. А для городских нынешней весной охоты вообще не будет, как нас заверил заместитель начальника Россельхознадзора по Омской области Виктор Ратниченко. Тем же, кто решится на браконьерство, штрафы грозят немаленькие. В общем, никакой самовольности. Знай себе защищай домашнюю птицу вакциной, а к дикой даже не лезь.

ЛЮБОВЬ И ГОЛУБИ… И ПТИЧИЙ ГРИПП

С селом все понятно: всеобщая вакцинация домашней птицы, наблюдение за птицей дикой и никаких против нее вооруженных действий. А что в городе?

На днях в СМИ прошла информация, что мэр Москвы Юрий Лужков распорядился, чтобы всех пернатых столицы — от зоопарка до школьных живых уголков — в обязательном порядке подвергли вакцинации от птичьего гриппа. Сложно представить, как это будет происходить на деле, но приказы не обсуждаются… В Омске, однако, ничего подобного пока не придумано. Живут себе птички в школах, учреждениях, много их на городской станции юннатов. Что с ними-то делать, если возникнет необходимость в прививках? Где вакцину брать?

— Пока никаких специальных распоряжений о прививках нам не поступало, — рассказывает орнитолог станции Константин Яковлев. — Мы подчиняемся управлению образования, так что сразу узнали бы об этом! Про то, что вакцина существует, слышал. Но в глаза не видел, и как называется, точно пока не знаю. Конечно же, в случае необходимости привьем, если будет чем. Пока же все птицы у нас здоровы, мы за этим очень следим!

— Если быть точнее, то заявку на вакцинацию мы сами в скором времени собираемся подать, — подключается к разговору заведующая отделом зоологии Евгения Кистенева. — Все-таки у нас проживает много птиц, и мы хотим обезопасить наших питомцев. Скорее всего, это будет сделано на бесплатной основе. Вы вот о чем обязательно напишите: вот уже год, как мы не принимаем птиц от населения! Согласно очень строгому предписанию службы санитарно-ветеринарного контроля. Раньше — да, брали, лечили, выхаживали. И голубей к нам приносили, и уток диких, и ястребов. Сейчас нельзя, мы пытаемся это людям объяснить… Но люди в основном не понимают, обвиняют нас в бессердечности, вплоть до скандалов. Однако мы — государственная служба и не можем не выполнять необходимых предписаний!

Про омские голубятни песня отдельная. Их хозяева не на мясо свою птицу разводят, а для удовольствия души. Само собой, кто ж из них станет дожидаться, когда его любимцы начнут умирать от инородной болячки. К вакцинации они готовы, да только где ж ее взять, вакцину эту, никто не знает. На селе 100 процентов птицы подлежат вакцинации. А про город пока не ясно.

— Говорят, что вакцина от птичьего гриппа недорогая, — делится со мной своими тревогами сосед-голубятник. — Я готов ее купить и привить своих голубей. Но хотелось бы и документ получить соответствующий. Чтобы, в случае чего, ко мне кто-нибудь бригаду по уничтожению больной птицы не подослал. Доброхоты всегда найдутся — дай только повод.

Знакомый ветеринар на вопрос о готовности к защите пернатых от птичьего гриппа только развел руками. Обо всех случаях заболевания птицы он обязан сообщать в Госветслужбу по Омской области, никаких самостоятельных мер не принимать. А поди разберись без анализа, чем больна птичка! Может, это и не грипп никакой, а банальный орнитоз, который, кстати, тоже человеку передается, но легко лечится. Однако всем своим клиентам он настоятельно рекомендует больных птиц к нему не приносить — здоровье и покой дороже.

— Дети всегда несут больных неизвестно чем голубей, воробьев, сорочат, — печально говорит ветеринар. — А все, что я им могу посоветовать, — отнести этих птичек назад, туда, где их нашли. Затем прийти домой и тщательно вымыть руки. А лучше вообще не касаться больной птицы: не те времена.