Деревья — это наши спутники, наши эмоции и память. Они живые. А мы зачастую губим их, даже не задумываясь. И это явление становится все более массовым.
— К сожалению, сейчас тут мало кого убедишь одними увещеваниями, — говорит инженер сектора зеленого строительства отдела благоустройства и коммунального обслуживания департамента городского хозяйства Любовь Москалева, — приходится применять все более жесткие санкции, вплоть до уголовного наказания и выплаты немалых сумм штрафов. Самовольная вырубка деревьев — это наша беда. В последнее время появилась дикая «мода» — когда жильцы в своих дворах вместо того, чтобы вызвать наших сотрудников для обрезки мешающей разросшейся кроны, просто… варварски обдирают кору вокруг ствола. И дерево медленно гибнет, засыхает. Хотя это, даже если не говорить о моральной, экологической стороне дела, еще и очень опасно: такое дерево может в любой момент упасть, кого-нибудь придавить…
А елочки? Вы посмотрите, сколько их по всему Омску осталось без макушек! У кого-то прихоть под Новый год, а дерево искалечено… Поэтому, если к нам поступают сообщения о таких случаях, мы проводим разбирательство, ищем нарушителей. Нередко подключается экологическая прокуратура и заводится самое настоящее уголовное дело. А ведь когда-то Омск действительно был городом-садом!
Самовольная вырубка, правда, иногда остается безнаказанной. И нарушитель не находится. Так случилось с дворовой рощицей на проспекте Маркса, вырубленной под корень.
И на проспекте Культуры большая часть еловой аллеи постепенно ушла на новогоднее убранство квартир жителей близлежащих домов. А сколько насаждений было погублено лет пять тому назад, когда округам дали полномочия самостоятельно, без согласования, давать разрешения на строительство гаражей! Рубились деревья, рощицы, — народ жадно «строился»… Сейчас, правда, этот произвол удалось приостановить, но деревья (а среди них было погублено немало и ценных пород) уже не вернешь.
Гибнут посадки в Омске и по другим причинам. Например, раньше, когда с бюджетным финансированием все было лучше и существовала отдельная служба под названием «Горзеленстрой», средства выделялись не только на приобретение и посадку саженцев, но и на подкормку удобрениями, прочий необходимый уход. Теперь о такой роскоши, конечно, забыли. И многие, особенно придорожные, деревья гибнут «естественной смертью»: от усыхания, сердцевинной гнили — почва грязная, бедная, плюс выхлопные газы, сопи тяжелых металлов… Недолог их век. Результат? Да хотя бы тот жуткий бурелом, что случился во время недавнего урагана. Когда падали ослабевшие огромные тополя, клены, казавшиеся такими крепкими…
Впрочем, чересчур сгущать краски тоже не следует. Потому что нынешняя программа летнего озеленения города разработана именно с учетом этих тенденций. И, если будет достаточно сил и средств для ее осуществления, Омск благополучно избежит «зеленого кризиса».
Зачем, например, вырубаются старые деревья в скверах и аллеях? А затем, чтобы со временем кого-нибудь не придавили. В наших экстремальных экологических условиях далеко не все деревья живут долго. Желтеют и сохнут тополя, быстрее стареют клены. Поэтому как ни жалко пилить «по живому», но обновление городскому ландшафту требуется. Вместо убранных деревьев высаживаются ценные породы-«долгожители»: пихта, ель, сосна, липа… Даже кедры и кипарисы.
Далее. Не секрет, что со временем панорама центральных улиц меняется: они расширяются в проезжей части, на них появляется много офисов и прочих заведений, хозяевам которых разросшиеся посадки 40-летней давности просто мешают. И предпринимателям, фирмам разрешено облагораживать прилегающую территорию — но только с условием покупки и посадки ценных саженцев. Скажем, именно так поступили владельцы развлекательного центра «Атлантида», когда пришлось вырубить рощицу, посаженную много лет назад «Электроточприбором». Транспортная академия — еще один пример.
Кроме того, сейчас постоянно проводится ревизия по выбраковыванию «аварийных» деревьев: сухих, с надломами. Вместо них появляются опять же ценные саженцы. А что касается нашумевшей когда-то программы «Тополь» — в принципе, она уже завершается. Тогда, несколько лет назад, многих омичей просто повергло в шок ее яростное исполнение: когда вырубались целые тополиные массивы вплоть до городских окраин. Да еще и народ под шумок рубил все, что хотел…. Но постепенно эта программа перешла в более спокойное русло, сделано уже немало компенсирующих посадок, убрана большая часть больных деревьев. Сейчас она осуществляется очень даже выборочно.
Но озеленение — это ведь не только деревья. Которых, кстати, нынче было посажено по городу несколько тысяч. Это еще и кустарники, цветочные клумбы. Разрабатывается дизайн клумб, высаживаются разнообразные композиции цветов. Омичи еще помнят времена, когда астры, гладиолусы и даже розы спокойно росли прямо на улицах и никто на них не покушался. Но после стольких лет моральной деградации нас к такой роскоши надо теперь приучать постепенно…