ТАБОР УХОДИТ

ТАБОР УХОДИТ

"Какими только не представали они перед моими глазами: грязными и холеными, бесшабашными и удрученными, плачущими и поющими, убогими и красавцами, а еще - убийцами, ворами, мошенниками, самогонщиками и наркоторговцами" - так обрисовал писатель Виктор Лыков цыган, единственное в России мигрирующее племя

Цыгане на омских улицах — явление привычное. Но с наступлением теплых дней шумного народа становится заметно больше. Впрочем, мир этот обособлен и замкнут, нам позволено лицезреть лишь малое. И попробуй разберись, где в нем правда, где — лубочная картинка.

У цыган много каст. Живущие же ныне с нами делятся на две основные группы. Молдавские цыгане стремятся к оседлости, легализации, обзаводятся жильем. Семьи их многодетные, дети даже оканчивают 1-2 класса школы. Читать-писать умеют кое-как, зато деньги считают — купюры так и мелькают в руках. Дома свои содержат в чистоте, за собой следят. Очень гостеприимные. К «чужим», естественно, относятся настороженно, но раз уж человек переступил порог их дома — обязательно приглашают к столу. Отказаться — обидеть хозяйку, в следующий раз она тебя не примет. Вопреки расхожему мнению, взрослые цыганки учат гадать своих дочерей не с младых ногтей, а лет с 15-16-ти. Это уже зрелый, детородный возраст по их представлениям.

Вторая группа — так называемые русские цыгане. Семьи их немногодетные и очень хорошо обеспеченные. Пять-семь классов — обычный уровень образования молодежи. Времяпрепровождение юношей — дорогие ночные дискотеки, солидные клубы. Традиции не позволяют вести столь вольный образ жизни девушкам, но в сопровождении старшего брата и им удается иной раз вкусить «праздник жизни». А вот попрошайки на улицах города и в автобусах, надевающие на себя маску гонимых то ли войной, то ли неистребимой тягой к перемене мест, вовсе не цыгане. Эти — перекати-поле из Таджикистана.

Как-то довелось побывать в семье русских цыган. Надо думать, образцово-показательной для «инородной» общественности семье. Глава дома и его жена — работники крупного промпредприятия. Старший сын отслужил в российской армии, задумал обзавестись собственной семьей. Мать его по-женски поделилась со мной: вот, дескать, серьезно встречается сын с русской женщиной. Нет, родители не против, но все-таки не одобряют. Дочь-школьницу настраивают на получение профессии юриста, от поклонников девушка отбоя не знает. Впрочем, кандидатура на право быть рядом с ней по жизни пройдет, видимо, серьезный семейный совет.

Однако мы-то в повседневности гораздо чаще видим других цыган, для которых культура, традиции, ремесла остались в прошлом. А в настоящем — неграмотность, болезни, нищета. Учеба детей в школе — утопия. Кто тогда будет попрошайничать, нянчить детей, рожать в 13 лет? Отсюда — криминал в цыганском племени. И ведь нелегко привлечь к ответственности. Увертливы: то больны, то беременны, то несовершеннолетние… Покинув кабинет следователя, вновь берутся за свое.

Криминальные разборки цыган славятся, как и вся их жизнь, абсолютной закрытостью от посторонних глаз. Официальные законы на них не действуют по-прежнему. Здесь своя «судебная система», где решающее слово за бароном. Впрочем, сейчас, как уверяют сами «омские» цыгане, барона у них нет, есть председатель цыганской общины. Но и его имя вам раскроют только после экспресс-совещания. Хотя людская вокзальная молва давно уже обнародовала место его жительства в Ленинском округе.