ПОД БАЛКОНОМ НЕ СТОЯТЬ

Если бы все в жизни ограничивалось просто черным юмором! Но ведь не только на стройках поджидает омичей опасность. Обветшалые старые здания - прямая угроза всем нам

«Приводят детей на стройку — экскурсия. Всем выдают каски и говорят: «Обязательно наденьте. В прошлый раз приводили группу — и мальчику с девочкой упали на голову кирпичи. Мальчик был без каски и умер. А девочка — в каске. Засмеялась и убежала». «Знаю я ее, — отвечает Вовочка, — она до сих пор бегает в каске и улыбается!».

Если бы все в жизни ограничивалось просто черным юмором! Но ведь не только на стройках поджидает омичей опасность. Обветшалые старые здания — прямая угроза всем нам.

В Москве уже был случай, когда людей придавило упавшим бетонным козырьком станции метро. В Омске козырьки начали осыпаться над подъездами отслуживших свой срок эксплуатации панельных «хрущевок». Жертв, к счастью, пока не было.

Старые двух- и трехэтажные кварталы бывшего ведомственного, а ныне переданного в муниципальную собственность таким, какой он есть, жилого фонда давно стали притчей во языцех: штукатурка, наслоившаяся за много лет, обваливается кусками прямо на голову прохожих. На эти же головы летят кирпичи с полуразрушенных дымоходов: уже лет сорок, как убраны печки в этих домах, а трубы так и торчат… Немало тревоги доставляют и грозящие рухнуть балконы: правда, некоторые жильцы по собственной инициативе укрепляют их железными подпорками или кирпичными колоннами. Картина невеселая.

Когда-то Главомскархитектурой был разработан ряд проектов застройки города и реконструкции зданий. В частности, намечались зоны сноса обветшалых строений и сооружения на их месте современных комплексов. В принципе, часть этой программы была осуществлена когда все было более менее хорошо с финансированием. И город частично очистился от ветхих лачуг частного сектора, бараков, деревянных двухэтажек. Однако со временем, по известным причинам, строительство почти свернулось. Как и массовый снос…

Сейчас существует другой, альтернативный проект: облагораживание архитектурного облика Омска, взаимодействие со строительными фирмами и организациям -главное, чтобы новостройки не портили ландшафт. Отрабатывается также проект реконструкции центра города, надстройки мансардных этажей. А старые здания, особенно на городских окраинах, продолжают разрушаться, становясь все более аварийными, забыв, что такое «капитальный ремонт». Предпринимаются ли какие-нибудь шаги, чтобы этого не допустить?

К сожалению, хоть при каждом округе существует комиссия, следящая за состоянием жилого фонда, скудный бюджет не может охватить всей той ветхости, которая была передана в муниципальный фонд. Конечно, в наиболее критических случаях по жалобе жильцов и заявками ПЖРУ здания хоть немного приводятся в божеский вид. Но о том, чтобы полностью менять все осыпающиеся шиферные кровли или укреплять каждый балкон, даже вслух не говорится…

И еще одна больная проблема на нашу с вами голову: повсеместное остекление лоджий и архитектурные прихоти частных владельцев жилья. Мало того, что это все уродует здание внешне — за последствия, тоже, похоже, никто не отвечает.

Сейчас много фирм, фирмочек и просто частников предлагают свои услуги по остеклению балконов. Вся ответственность за качество лежит только на них. А уж у кого откуда руки растут — проконтролировать невозможно. Мало того, некоторые жильцы в целях экономии устанавливают рамы и стеклопакеты самостоятельно. В результате (и такие факты тоже уже не раз случались в нашем городе) стоит подуть сильному ветру, и вся конструкция падает вниз… Хорошо, если на безлюдный газон. А если на детскую площадку? Кто от этого застрахует? Не говоря уже о самовольном расширении оконных проемов, водружении кирпичных бастионов на своем балконе, прочих атрибутов «красивой жизни».

Вообще-то в Омске уже давно действует «конфликтная» структура — государственная жилищная инспекция. Здесь и устраиваются разборки самовольным архитектурным изыскам, взимаются штрафы, используются другие способы влияния на нарушителей. Да только вот незадача: сами по себе жилищные инспектора — не «силовые» специалисты. Их могут не пустить в квартиру, им могут не представить документов, проигнорировать выплату штрафа.

По идее, все задумываемые «новшества» омичам положено согласовывать с управлением архитектуры, производить работы совместно с грамотными специалистами, чтобы ничего не рухнуло. Но так делают очень немногие законопослушные граждане. И получается замкнутый круг: предупредить произвол невозможно… Возможен только разбор «де-факто». Если придавит кого-нибудь — этим займется милиция. Если причинится моральный или материальный ущерб окружающим — будет заседание окружной вневедомственной комиссии совместно с представителями жилищной комиссии. Но жесткой законодательной базы по-прежнему нет.

Все ли так безнадежно? Хочется думать, что нет. По крайней мере, если еще не разработаны четкие меры «местного масштаба», то скоро ожидается принятие общероссийского документа — нового Жилищного кодекса. Там предполагается разработка системы контроля за архитектурной «самодеятельностью». Что же касается ветхих домов — то, видимо, в ближайшее время омичам придется пока руководствоваться золотым правилом:

«Под балконом не стоять!» И еще — не дышать, не чихать, не топать. А там — время покажет…