ОМИЧАМ НУЖЕН ТРАНСПОРТ. А ТРАНСПОРТУ НУЖНЫ ДЕНЬГИ

ОМИЧАМ НУЖЕН ТРАНСПОРТ. А ТРАНСПОРТУ НУЖНЫ ДЕНЬГИ

О финансовых проблемах и перспективах развития муниципального транспорта на вопросы журналиста "ВО" отвечает первый заместитель начальника управления транспорта Владимир ГУБЕР

— Владимир Григорьевич, на днях общий, пенсионный и студенческий проездные билеты «потяжелели». С 1 июня они обойдутся омичам (соответственно) в 200 и 130 рублей. С чем это связано?

— Предлагая депутатам городского Совета рассмотреть и поддержать наше предложение по повышению цены на проездные, мы выдвигаем в качестве главного аргумента общее удорожание себестоимости перевозок. Более года у нас не повышались тарифы в городском транспорте. Но жизнь (в данном случае, к сожалению) не стояла на месте: выросли цены практически на все составляющие перевозок — от тарифа на ГСМ до стоимости самых мелких деталей. Средний процент этого удорожания составляет примерно 18 процентов.

А вот тариф на проездной поднят только примерно на 11 процентов. Пассажир покупает общий билет за 200 рублей, а его реальная стоимость выше. Кстати, мы увеличили цену на проездные одними из последних в регионе, и не так, как, скажем, в Екатеринбурге — там общий проездной обходится в 270 рублей.

— Даже небольшое удорожание — вещь непопулярная. Не боитесь, что желающих купить проездной станет меньше?

— Надеемся, омичи поймут, что это вынужденная мера, а не чья-то злая воля. Нам-то, как стороне, предоставляющей услуги, выгодны были бы низкие тарифы — чем выше тариф, тем неохотнее платит население. Однако всем ясно: перевозить по цене ниже себестоимости мы не можем. Тем более, что есть ведь и порядка пятидесяти категорий населения, которым мы, по закону, обязаны делать значительную скидку…

— То есть льготники?

— Именно. А это почти половина города. Сейчас, правда, несколько снижена острота «компенсационного вопроса». Помните, в течение нескольких лет мы говорили о том, что компенсационный механизм должен работать — в противном случае основная финансовая нагрузка по предоставлению льгот ложится на бюджеты транспортных предприятий.

— Сейчас механизм работает?

— Есть определенные проблемы. Хотя ситуацию нынешнюю с прошлогодней не сравнишь. Компенсация в связи с реализацией льгот, предоставляемых законами о ветеранах и инвалидах, в облбюджете предусмотрена. Мы надеемся и на соответствующую строку в городском бюджете -есть ведь категории льготников, предусмотренные не федеральными, а местными законодательными актами. Пока не решена проблема компенсации льгот госслужащим. Здесь вся надежда на то, что будет-таки принят закон об упорядочении льгот, проект которого рассматривается уже не один год.

Первый вариант «федеральные» депутаты (и вполне справедливо) сочли слишком затратным. Сейчас готовится к рассмотрению еще один проект. Ну а насколько нужен этот закон, думаю, понятно. Его ведь ждут не только транспортники, но и все институты, которых законодательство обязало предоставлять льготы населению, — например жилищники, связисты и т.д.

— Недавно в Омск приезжали гости из Чехии. Они были и у вас в управлении транспорта?

— Действительно, на минувшей неделе в Омск приезжали представители чешских финансовых кругов.

— Они предлагали что-то новое или этот визит был связан с проблемами, которые тянутся из прошлого года?

— Скорее, второе. Только историю вопроса, на который мы совместно искали ответ, следует отсчитывать не с прошлого года, а с 1996-1998 годов. 1996 год -это год, когда мы взяли у чешского банка кредит на новые «Каросы», а 1998-й — это и еще один кредит, и печально знаменитый дефолт, так изменивший курс доллара, что выплата долга, обслуживание кредитов стали для Омска более чем проблематичными. Нельзя сказать, что мы вообще ничего не выплачивали, тем не менее и объемы выплат, и сроки не были такими, какие устроили бы чешскую сторону.

Переговоры прошли достаточно успешно. Помогло, видимо, то обстоятельство, что и мы, и наши кредиторы были настроены на конструктивный диалог, на поиск обоюдовыгодных, в чем-то компромиссных решений.

— И они были найдены?

— Пока подписан протокол намерений. Он, в случае выполнения, с одной стороны, является значительным уменьшением нашего бремени, а с другой — дает чехам реальную возможность вернуть свои деньги. Пункты протокола предлагают увеличить срок платежей, исключить штрафные санкции, уменьшить процентную ставку и т.д. Иначе говоря, пусть позже, но деньги к чехам вернутся практически в том же объеме, и при этом мы останемся добрыми партнерами, которые понимают проблемы друг друга и не идут на жесткий принцип.

— Те кредиты город и транспортники брали на покупку нового подвижного состава. В течение ряда лет будут идти выплаты. Но городской парк стареет…. Неужели уже ничего не будет приобретаться?

— Безусловно, парк должен пополняться. Есть соответствующие нормативы периодичности обновления подвижного состава, но даже если бы их не было, процесс старения автобусов, троллейбусов, трамваев сам по себе ставит нас перед этой проблемой. Самым новым автобусам муниципального парка уже не один год. А ведь у нас еще не мало «ЛиАЗов», давно перешагнувших амортизационную планку. Хочется надеяться, что эта проблема всех без исключения российских городов будет решаться, как в цивилизованных странах, на общегосударственном уровне.

Насколько я знаю, сейчас для Минтранса после «проблемы номер один» (об упорядочении льгот) второй по значимости задачей, нуждающейся в решении на федеральном законодательном уровне, является вопрос о государственном обеспечении муниципальных образований подвижным составом для того, чтобы транспорт в любом городе был удобным, безопасным и работал стабильно. В случае позитивного исхода гособеспечение не снимет полностью ответственности за обновление подвижного состава ни с администраций городов, ни с управлений, аналогичных нашему, но все же у нас не будет той непосильной нагрузки, которую невозможно вынести городскому бюджету.

Ну и, конечно, мы возлагаем надежды на то, что производство автобусов в Омске будет набирать обороты и на улицах нашего города появятся автобусы «Вольво». Возможно, первые несколько таких автобусов станут обслуживать наших пассажиров быстрее, чем им сейчас кажется.