ОМИЧЕЙ ПОСТАВИЛИ ПОД РУЖЬЕ

ОМИЧЕЙ ПОСТАВИЛИ ПОД РУЖЬЕ

В минувшую субботу в Омской области завершились крупные командно-штабные учения, главной целью которых была проверка готовности к срочной мобилизации

Возглавил учения начальник штаба Сибирского военного округа генерал-полковник Николай Ткачев: 27 марта вместе с руководящим составом учений он прибыл в Омск и прямо с аэродрома «Северный» отправился в областной военкомат. Корреспонденты «Вечернего Омска» тоже решили принять участие в учениях, правда в качестве, так сказать, наблюдающей стороны. Для чего ранним утром во вторник отправились в областной сборный пункт, где сосредоточились главные силы мобилизованных солдат и офицеров запаса…

— Эх, давненько я под казенным душем не мылся!

— Ага, а водичка-то горяченькая. Не то, что у меня дома — чуть теплая из крана бежит.

В силу того, что автор этих строк — женщина, а мобилизованный состав военных все-таки мужчины, заглядывать в помывочную не стала, благо все было слышно и за дверью. Также за дверью шел процесс переодевания в военную форму.

— Прости-прощай, английские ботинки! Привет, солдатский кирзовый сапог!

Про английские ботинки — ничуть не шутка. Ведь сегодня на сборном пункте собрались не только представители «рабочего класса», но и предприниматели, разного рода начальники. Причем многие из тех, кто «в миру» привык командовать, «на войне» оказались простыми рядовыми, а командирами у них — их же подчиненные, что вызвало немало смешков типа: «Ну появишься ты у меня в кабинете! Отольются мышке кошкины слезки!»

— Порадовало то, что все мобилизованные буквально за несколько часов вспомнили навыки, полученные во время срочной службы, — отметил военный комиссар Тевризского района подполковник Руслан Бариев, на время учений назначенный начальником штаба сборов.

Слегка огорчен был Руслан Бариев поведением молодежи. По его мнению, 25-летние слишком уж… прагматичные. «А сколько нам заплатят?», «А может, кто-нибудь вместо меня?», «А что мы будем с этого иметь?» — они задавали слишком много вопросов, но при этом все как один явились по повестке. Все-таки, видимо, понимают, что Родина сказала: «Надо!» А чуть позже, посмотрев, что 45-летние мужики ничуть не чураются ходить строем или держать в руках швабру, и вовсе примолкли — даже с некоторым азартом взялись за лопаты, чтобы очистить двор сборного пункта от снега.

Во время перекура после строевой прошу у командира одного из подразделении, подполковника в отставке, а ныне начальника департамента безопасности «Омскэнерго» Михаила Деца разрешения поговорить с кем-нибудь из мобилизованных. Тот бросает клич, но «партизаны» почему-то на него не отзываются.

— Так! — возвещает он командным голосом. — Дедовщину в армии еще никто не отменял! На общение с журналистом шагом-арш!

Первый «дух-доброволец» — сорокашестилетний Ризван Ризаев. Служил в армии 26 лет назад. Судя по его радостному лицу, тем, что его призвали на сборы, ничуть не огорчен. «Целых десять дней служить буду. От жены отдохну, от детей, — смеется он и добавляет серьезно: — Я хоть и рядовой, но зато старший стрелок. Вспомню, чему раньше учили, что-нибудь новое для себя — почерпну».

— Да, нового сейчас в вооружении предостаточно, — несколько озадаченно присоединяется к нему моторист, а в данный момент рядовой-мотострелок 48-летний Владимир Вакалов.

Что касается «понимания ситуации», то его можно оценить по словам капитана запаса, предпринимателя Игоря Скачковского. Он считает, что сегодня по-прежнему нет мира во всем мире, а вокруг России немало государств, имеющих к нам территориальные претензии. Поэтому стране нужна сильная, хорошо вооруженная, грамотно подготовленная армия. И эти сборы (а последние подобные в Омске проводились 15 лет назад) — показатель того, как изменилось отношение к армии со стороны президента, со стороны государства. Изменилось отношение и самих граждан, которые явились на призывные пункты с осознанием этой необходимости.

Кстати, о сборах вообще. Конечно, они проводятся ежегодно, недалеко не в таких масштабах, как эти. Обычно военкоматы призывают солдат и офицеров запаса на 2-3 дня. При этом мобилизованных не ставят в строй: то есть им не выдают форму, не выделяют мест в казармах. Отстрелялся, сдал нормативы, ответил на все необходимые вопросы — и все, свободен, можешь возвращаться на гражданку.

Во время нынешних же учений часть личного состава поставили в строй: их одели в форму, выдали противогазы, поселили в казарму. — Но ведь начальник штаба СибВО Николай Ткачев сообщил нам, что в учениях примут участие около четырнадцати тысяч омичей, — задали мы вопрос Руслану Бариеву.

— Где же остальные?

— Остальным как раз только и предстоит, что прибыть по повестке на приписной пункт. И они это делают. Главная-то цель учений — посмотреть готовность мобилизационных сил на случай непредвиденных обстоятельств. А не та, чтобы всем и каждому дать в руки автомат. И уже по первым дням можно сказать, что наши солдаты и офицеры запаса все как один готовы прийти по первому же сигналу, все понимают свою задачу.

Эту задачу, к сожалению, понимают не все руководители предприятий и фирм. Увидев повестки в руках своих сотрудников, некоторые из них приходили в ужас, писали письма в военкоматы: мол, не забирайте, без призываемых их работников никак не обойтись! Однако военные на подобные послания реагировали редко: незаменимых людей на гражданке нет. А вот в армии каждый боец на счету.

Война войной, а каша кашей. Ее и нас пригласили отведать. И так получилось, что за одним столом оказались мобилизованные и срочники. Картина, скажу я вам, весьма показательная. «Как служится, сынок?» — вопрошал седовласый старлей запаса. «Отлично!» — ответствовал безусый, коротко подстриженный юнец…

После обеда сборный пункт посетил руководитель учений Николай Ткачев. Он осмотрел склад, медпункт, заглянул в душевые, даже в окошечко для выдачи формы, послушал, о чем говорят в учебных классах. А в субботу утром на совещании в областной администрации были подведены итоги прошедших учений. Николай Ткачев, в частности, отметил боеготовность воинских частей и военных комиссариатов, высокий процент явки мобилизационных сил. Недостатка призыва не наблюдалось. Из 21 проверенного военного комиссариата 16 получили оценку «хорошо». А главы администраций Центрального, Ленинского округов, Кормиловского и Марьяновского районов, как особо отличившиеся, были награждены ценными подарками и памятными знаками.

Были, конечно, и некоторые негативные моменты. Однако в целом Омская область за проведенные крупномасштабные командные учения получила оценку «хорошо». Значит, к мобилизации омичи готовы!