В ОМСКЕ ПРИЗЫВ ИДЕТ ПО ЗАКОНУ!

В ОМСКЕ ПРИЗЫВ ИДЕТ ПО ЗАКОНУ!

Военный комиссар Омской области генерал-майор Владимир Садовский дал очень эмоциональную пресс-конференцию

СТАТИСТИКА ПРИЗЫВА

— Нынешний призыв отличается тем, — начал свое выступление Владимир Садовский, — что снижен план призыва. Из Омской области в армию в нынешнем году пойдут служить на 600 человек меньше, чем в предыдущие призывы, а всего около двух тысяч человек. Из них около 65 процентов останутся служить в Сибирском федеральном округе, в том числе — около 20 процентов в Омской области.

Реалии сегодняшнего дня таковы, что служить Родине идут всего около 10 процентов юношей призывного возраста. В Омской области этот показатель выше среднероссийского — около 17 процентов. Остальные освобождаются от службы по различным причинам. Каждый четвертый юноша признается негодным к защите Родины по состоянию здоровья. Иные просто уклоняются от призыва. В Российской Федерации насчитывается около 18 тысяч уклонистов. В том числе — 682 омича. 37 парней в прошлые призывы полностью прошли военно-врачебную комиссию, получили документы о дате явки на сборный пункт для отправки в войска — и не явились. Они подлежат привлечению к уголовной ответственности.

Еще одна особенность нынешнего призыва состоит в том, что большинству родителей призывников сообщат адрес будущей службы их сына уже в день отправки в войска. Меньшая часть призывников будет направлена на сборные пункты. Адреса этих новобранцев будут сообщены родителям в двухнедельный срок с момента отправки.

В связи с нашумевшим делом солдата Андрея Сычева работникам военкоматов дано разрешение отвечать на любые вопросы родителей и журналистов. В прежние призывы офицеры уклончиво говорили: задайте этот вопрос командиру — и так вплоть до военкома.

ВОЕННАЯ КОМИССИЯ — ИЗ ГРАЖДАНСКИХ ВРАЧЕЙ

Главное, зачем собрал пресс-конференцию генерал-майор Садовский, — это опровержение информации о взяточничестве в системе омских военкоматов.

— На сайте Областной прокуратуры появилось сообщение о том, что деятельность Омского военкомата проверяется, — говорил Владимир Николаевич. — Само сообщение очень выдержанное, тактичное. К сожалению, некоторые электронные информационные агентства переиначили это сообщение. Сразу получилась страшная картина: столько-то военкомов берут взятки, и на них заведены уголовные дела, в армию берут больных.
Генерал-майор напомнил собравшимся: военно-врачебные комиссии давно выведены из военного ведомства. Юношей перед призывом обследуют те же самые врачи, которые лечат местное население. Это они дают заключение о пригодности мальчика к службе в Вооруженных силах. В комиссию, дающую заключение «годен», входят представители районной администрации, врач, представители Министерства внутренних дел, народного образования и службы занятости. Наравне с ними — представитель военкомата. Почему же акцент по призыву делается на военкома? Призыв в армию осуществляет Президент страны — военкомат лишь исполнитель.

— Так что же получается, в Омской области за призыв отвечает губернатор? — удивленно спросил кто-то из журналистов.

— А вы что, этого не знали? — не менее удивленно отвечал Садовский. — Губернатор лично визирует дело каждого из призывников. Вот теперь и подумайте — насколько реально дать взятку военкому за уклонение от призыва, если решение принимается коллегиально, и голос военкома не более веский, чем голос другого члена комиссии.

УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА

На этом вопросе Владимир Садовский остановился особо.

— В указанное на сайте время никаких уголовных дел на военкомов заведено не было, — отчеканил генерал-майор. — Буквально вчера вечером (11 апреля. — Прим, ред.) в военную прокуратуру из гражданской было передано три уголовных дела. Еще идет следствие, и факт преступлений не доказан. Про подозреваемых могу сказать следующее. Один их них уже два года служит на Алтае. Другой работает в отделе кадров. Оба к призыву не имеют никакого отношения. Я знаю этих людей, и уверяю вас — там нет причин доводить дело до суда.

— А как же остальные 16 дел, — удивились журналисты. — На сайте указана конкретная цифра.

— Следует понимать, — пояснил Садовский, — что любое дело с участием военного расследуется в военной прокуратуре. Не факт, что это дела, связанные со взяточничеством при призыве в армию. Например, в прошлом году военным комиссариатом области были написаны заявления по 118 уклонистам. Из них к рассмотрению было принято лишь 41 заявление, уголовных дел возбудили 11, до суда дошли 9 человек. То есть, результат по нарушителям призывного законодательства никакой. Возможно, именно эти дела фигурируют в цифре, указанной на сайте.

ЗА КАЧЕСТВО ПРИЗЫВА ОТВЕЧАЕТ ВОЕНКОМ

Садовский очень возмущен сообщением о факте незаконного пересыла дел в другие регионы и медицинском освидетельствовании в учреждениях, не имеющих на то лицензии. Он напомнил: призыв в армию — это длинный и сложный процесс. Вначале мама регулярно водит ребенка в поликлинику, обследует состояние его здоровья. К 16 годам у мальчика накапливается толстая медицинская карта. В ней указано все: чем ребенок переболел, как лечился, какая болезнь приобрела хроническую форму. Основная масса непригодных к службе отмечается уже на этом этапе. Затем — военная комиссия непосредственно перед призывом. К этому времени юноша прошел достаточное медицинское обследование. Если у военно-врачебной комиссии возникают вопросы, то потенциального призывника направляют на дополнительное обследование — все в те же гражданские больницы. Более того, призывник может заявить жалобы по состоянию здоровья и на областном сборном пункте, и более того — по прибытии в часть.

— В 2004 году в Омской области было выявлено 17 фактов ошибочного призыва, в прошлом — 9, — поведал Владимир Николаевич. — Все эти случаи были выявлены на областном сборном пункте. Юноши возвращены домой. Поймите правильно, с военкомов очень строго спрашивают за качество призыва. В Омской области особых проблем с выполнением плана призыва не было никогда.

ПРИЗЫВНАЯ ИСТЕРИКА

— Заявление прокуратуры носит выдержанный характер, — подчеркнул генерал-майор Садовский, — а вот в СМИ информацию исказили в сторону резкой критики военкоматов по призыву в войска. Отдельные издания допустили заголовки типа «Военком-взяточник будет наказан». Такая поспешность в оценках недоказанных фактов не идет на пользу стране, а лишь нагнетает истерию.

Виновниками нагнетания истерии Садовский назвал недобросовестных журналистов, которые в погоне за сенсацией готовы как угодно передергивать факты.

— Я не всегда работал в военкомате, — говорил Владимир Николаевич. — Еще восемь лет назад я служил непосредственно в войсках. Когда смотрел по телевизору репортаж из Челябинска — многое для себя понял, точнее комментировать не буду, но не все показанное было правдой.

Кому важно негативно показывать службу в Вооруженных силах? Садовский ответил вопросом на вопрос. От чего зависит зарплата журналиста? И готов ли корреспондент за каждым словом гоняться три дня и три ночи? Вот и ответ. Есть сенсация на пустом месте — есть зарплата. А что будет дальше — не важно.

НОВОЕ В ПРИЗЫВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Кроме большей открытости для родителей и прессы, кроме приказа всем военным отвечать на любые вопросы, изменений в работе военкоматов весной не ожидается. Омских новобранцев переоденут в военную форму прямо на сборном пункте, здесь же будет работать фотограф, который сам отошлет мамам первое армейское фото новобранца. Желающие могут перед отправкой помолиться в часовне. Схема работы призывной комиссии отлажена годами, а потому нецелесообразно каким-то образом изменять ее работу.

Законодательство тоже пока не изменилось. Ожидаемые поправки, отменяющие девять пунктов отсрочек от призыва, пока правительством не приняты. Их еще должна рассмотреть Дума, потом Совет Федерации, затем утвердить президент. Этот сложный процесс требует определенного времени.

Принятый несколько лет назад закон об альтернативной службе все еще не востребован. Было дело — семеро омичей написали заявление об альтернативной службе. Двое действительно пошли служить — остальные пятеро ударились в бега.

ПРОКУРОР — ПРОКУРОРУ…

Чем закончится истерия по поводу нарушений в работе омских военкоматов? Владимир Садовский, как истый военный — тактик и стратег, отказался от проведения собственного расследования. Если будут заявления от граждан — их надо рассматривать. Гражданская прокуратура имела полное право на публикацию своего сообщения, и она же отвечает за его достоверность.

Обидно лишь то, что общество сознательно отделяет армию от себя — будто не из наших детей, отцов и мужей состоят Вооруженные силы, стоящие на страже покоя России.