ЛЮДИ В ЧЕРНОМ

ЛЮДИ В ЧЕРНОМ

Они одеваются в траурный цвет, слушают мрачную музыку, сторонятся людей и обожают прогулки на кладбищах, их мировоззрение напоминает своеобразную смесь из философии смерти и мистики, жизнь воспринимается как подготовка к смерти, а смерть - как продолжение жизни

Так кто же они, омские готы?

Как молодежная субкультура, готика, проникла к нам из старушки Европы. Готическое движение возникло в 80-х годах в Англии. Как обычно бывает у молодежи, все началось с музыки -постпанка. Первоначально он звучал достаточно грубо, за что и •получил название готского, то есть варварского. И лишь позднее, когда музыка постпанков-ских групп сделалась мелодичнее, приобрела декадентский настрой и стала создавать более мрачную атмосферу, ее стали называть готической.

— Хотя готическое мировоззрение существовало и раньше, — говорит Михаил, один из идейных, если можно так сказать, омских готов. — Новая музыка лишь сплотила людей с определенным взглядом на жизнь, и постепенно на этой базе стали появляться и внешние атрибуты типа черной одежды. Так зародился стиль готик.

В Омске первые готы появились в 2000 году, но это были, как правило, одиночки, никак не связанные между собой. На то, чтобы установить связи друг с другом, сплотиться, им потребовалось около трех лет. Лишь в 2003 году оформилось что-то вроде более-менее организованного движения. Хотя организованным его можно назвать с огромной натяжкой. Омские готы — не община и даже не партия, ни председателя, ни тем более своего президента они не имеют, как не имеют и постоянного места-времени сбора. Это просто отдельные люди с одинаковыми взглядами на действительность, близкие друг другу по духу, которые собираются вместе, когда возникает такая душевная потребность.

Катрин (по паспорту Екатерина) готикой увлекается с семнадцати лет. В свое время она стояла у истоков готического движения в Омске. С виду довольно симпатичная девушка, не лишенная обаяния, но люди на улицах порой смотрят косо. Может быть, виной всему преобладание черного цвета в одежде, хотя и подобранной с большим вкусом. Или что-то такое в глазах, что выделяет ее из толпы?

— Есть просто «закованные» в черное люди, тем более что среди молодежи этот цвет сейчас в моде, — поясняет Катрин. — А есть готы, отличающиеся от всех прочих по взгляду, выражению лица, по манере держаться. И не важно, что на человеке надето, главное, что у него на душе. Именно по внутреннему душевному наполнению один гот всегда узнает другого.

Каких-то особых — только для посвященых — знаков, как, например, у масонов или членов американских студенческих клубов, у представителей готического движения нет. Разве что при встрече и расставании принято обниматься. Зато есть излюбленное место для встреч — кладбища. Готы — закоренелые мизантропы, сторонятся людей и шумных компаний, поэтому им нравится особая красота городских кладбищ, располагающая к уединению и размышлениям о бренности жизни. По-научному такое пристрастие называется тафофилия.

— Там возникает своя, ни с чем не сравнимая атмосфера, — поясняет Катрин, — которую обычные люди просто не замечают. Кладбища — это ведь не только могилы, прежде всего это символ торжества памяти, торжества смерти. Красивые памятники, цветы, деревья, скорбящие люди — все это нам близко по духу.

Сторожа к таким странным гостям давно привыкли и в целом относятся хорошо. Тем более, что особых проблем готы не доставляют. Они не буянят, не мусорят и, в отличие от сатанистов, не оскверняют могил. Тем не менее, именно с сатанистами отождествляют движение готов многие обыватели. И совершенно необоснованно. Да, некоторых из них привлекает темная эстетика самого сатанизма, но не более того. Поклонниками антихриста, по словам самих готов, они никогда не были и становиться не собираются. Зато отдыхающие на кладбище готы нередко мешают сатанистам творить их неправедные дела, за что подвергаются избиениям. По нынешним временам нормальная конкуренция за место под солнцем. То есть на кладбище.

— Большинство людей нас не понимает, у них иное мировоззрение, другие взгляды на жизнь, другие понятия, — продолжает Катрин. — Поэтому нам комфортно общаться лишь с такими же, как и мы сами.

Не понимают — это еще мягко сказано. Помимо обвинения в сатанизме, как только бедных готов не называют, каких только собак не вешают на их головы!

«Законодателей пугает ставшее популярным движение готов, которые воспевают смерть и склоняют молодежь к мыслям о самоубийстве. И если бы только к мыслям…», — вот лишь одна из цитат, выловленных в российской прессе.

А вот другая цитата — о нашумевшем случае, когда в сентябре прошлого года две четырнадцатилетних девушки выпрыгнули из окна многоэтажного дома. Свести счеты с жизнью они решили в присутствии друга, который ни о чем не догадывался. «Девушки сказали, что хотят сделать ему сюрприз, и попросили подождать в другой комнате. Они связали свои руки вместе и крикнули: «Заходи!» Когда парень вошел, подруги уже стояли на подоконнике распахнутого окна. Как позже он рассказывал: «Я ничего не мог сделать, они сразу же прыгнули». Позже в кармане одной из самоубийц нашли записку: «Жизнь не стоит этого». Обе девушки, как выяснилось, находились под влиянием движения готов. Они носили черную одежду и делали пирсинг. По словам друзей, подруги были одержимы разговорами о самоубийстве, и одна из них несла злой и самоненавидящий поток сознания, сконцентрированный на сексе, уродстве и смерти». Между тем мировоззрение готов — если эти настоящие готы, а не подделка под них — не имеет ничего общего с призывами к суициду. Как пояснила Катрин: «Для меня в жизни ценна сама жизнь во всех ее проявлениях, ценна каждый день». Готы почитают смерть, но не отвергают и жизнь, как не отвергают любовь, брак и семью. Но всем и каждому доказывать это не будешь.

— А психиатры с телеэкранов ставят всем нам один общий диагноз, — говорит Михаил. — Пытаются преподнести готов как низы общества, расстроенные, рассерженные, которые, кроме как забиваться в свои темные углы, одеваться в черное и гулять на кладбищах, больше ни на что не способны. На самом деле это не так. Говорят, что мы отказываемся от поисков смысла жизни и его реализации, что это связано с неуверенностью в себе и боязнью принимать на себя ответственность. Ерунда! Готы достаточно самостоятельные и сильные люди — просто иные, и этим довольны. Мы чувствуем себя самодостаточными личностями, живущими полной жизнью, и наслаждаемся ею — но в своем, ином, чем у большинства обывателей, понимании.

К слову, принадлежность к движению готов вовсе не означает отказ от общественной, религиозной и политической жизни. Нравится посещать партсобрания — ради бога, это ваш выбор, сугубо индивидуальный, как и выбор религии.

— Но в целом общественные дела нам неинтересны, — поясняет Катрин. — Повторюсь: мы живем обособленно от внешнего общества, и у нас нет большого желания часто с ним контактировать. И вступать в наши ряды никого агитировать не собираемся.

Между тем число приверженцев готического мировоззрения в Омске неуклонно растет. Во-первых, «виновата» мода на черное, во-вторых, появилось больше информации об этом движении. И, в-третьих, все чаще под готические знамена становятся старшеклассники и студенты первых курсов городских вузов, привлеченные ореолом таинственности. И потом, быть готом — это сейчас так модно!

— Когда схлынет ажиотаж, случайные люди уйдут, — делает прогноз Михаил. — Останутся только «идейные» готы. И пока они будут существовать, будет развиваться в Омске и готическая культура.