В отличие от своих цирковых коллег эти клоуны выступают не на манеже, а на квартирах состоятельных граждан, в элитных клубах и залах уютных кафе. Или прямо на городских улицах — артисты едут туда, куда приглашают, так что впечатлений в их жизни хватает.
Самый заслуженный и самый опытный в этой компании, конечно же, Вовчик. Карьеру артиста он начал еще в конце шестидесятых годов прошлого века, «крещение» принял в неполные шестнадцать. «Я занимался в драмкружке при ДК «Сибзавода», и мы давали новогоднее представление для малышни, — улыбается Владимир Сергеевич. — Все шло как по нотам, но в самый последний момент оказалось, что труппа лишилась главного исполнителя — Дед Мороз успел «наугощаться» в дугу, и поднять его можно было только домкратом. Народ, естественно, в панике, тем более что ребятишки уже давно собрались и с нетерпением ожидают выхода «дедушки». И тогда кто-то вдруг вспомнил, что я выучил наизусть весь сценарий сегодняшней елки. Тут же стянули с пьяного артиста шубейку, водрузили ее мне на плечи — и «на заклание». То бишь к детишкам».
С тех пор и пошло — если кому-нибудь становилось тоскливо, стоило лишь набрать телефонный номер Чертищева, и вскоре в гости заваливались Дед Мороз со Снегурочкой или веселые клоуны. «Однажды наш коллектив заказали для молодой женщины, — вспоминает Чертищев. — Только ее саму на счет «подарка» позабыли предупредить. Дама открыла двери, увидела на пороге каких-то загримированных незнакомых людей в странных костюмах — и ка-а-к закричит с перепугу! Зато потом, когда поняла, кто к ней в гости пожаловал, долго смеялась. Мыс этой женщиной и хороводы водили, и песенки пели — под конец вечера она так разошлась-развеселилась, что даже на стол взобралась и оттуда нам читала стихи.
Если уж взрослые тети порой пугаются клоунов, то что говорить про маленьких девочек! И даже не таких уж маленьких мальчиков. «На пару с Владимиром Сергеевичем работали по приглашению одного магазина на улице Ленина, — подключается к разговору Мишутка, в миру артист театра «Образы и маски» Михаил Петрачков. — Надели костюмы, загримировались, вышли на улицу — стоим, никого не трогаем. А мимо как раз проходит семья: папа, мама и этот пацан. Увидел клоунов — и в плачь: «Мама, мама, я их боюсь!» Та едва не с кулаками на нас, кричит: мол, ходят тут всякие, ее сынишку маленького пугают! Хотя какой же он маленький — плаксе на вид было не меньше двенадцати лет…»
Но это скорее исключение, нежели правило, и большинство ребятишек клоунов обожают. Правда, особая категория — дети из новорусских семей. «Они уже с пеленок мыслят, как коммерсанты, — грустит клоун Вовчик. — Если еще лет двадцать назад ребятишки участвовали в наших конкурсах-играх только из интереса, так сказать, за улыбку, за дружеское рукопожатие, то сегодня они ничего просто так делать не будут. И торгуются за приз до последнего, чтобы ненароком не продешевить. В таких случаях я предпочитаю отшучиваться: мол, идите в магазин, господа, — там выбор богаче».
— А что вытворяют! — восклицает Мишутка. — Однажды карапуз лет десяти от роду прилип к нам, словно пиявка, срывал игры, мешал работать, а Владимиру Сергеевичу в клочья разодрал весь костюм!
— Или вот: подошла, помнится, такая чудесная, добрая девочка, — продолжает тему детского «беспредела» Чертищев. — И, глядя на меня голубыми, как у Мальвины, глазами, как ни в чем не бывало… с корнем выдрала хлястик на моем рабочем костюме. А потом сует его в руки: «Дядя, пришей, а то он у тебя оторвался!»…
А однажды нас пригласили на детский праздник. Родители гуляли на одном этаже, малыши на другом. И чего они только не творили, как только не «развлекались!» Самое невинное — мороженое по стенам размазывать. Персонал кафе, арендованного под этот праздничный вечер, был в тихом ужасе.
Впрочем, все малыши порой не прочь почудить-пошалить. К примеру, тому же Мишутке во время работы недоверчивые детишки периодически отрывают его клоунский нос. Не со зла, а чтобы проверить, настоящий ли он. «Сперва этот нос держался у меня на резинке, — улыбается Михаил. — Но сорванцам нравилось оттягивать ее и затем отпускать — щелкало больно. Так что, когда эта резинка не выдержала «издевательств», прикрепил нос по-другому».
Впрочем, этих клоунов приглашают не только к малышам. Взрослые — те же дети, просто ростом повыше. И, если включить их в игру, будут «дурить» точно так же.
— Первого апреля нас пригласили в один клуб на вечеринку для не самых бедных в Омске людей, -вспоминает Михаил. — Чего только мы с этими бизнесменами не творили, даже… пускали их деньги на ветер. Точнее, они их сами пускали, по нашей просьбе. Клали себе на ладонь купюру и дули во всю мочь своих легких. И так три раза подряд — кто дальше «надует», чьи деньги «ветер» унесет дальше. Победителю приз — литр водки. Видели бы вы, с каким азартом все сражались за первое место! К слову, бутылка «Империи» досталась именно даме. А чего удивляться, женщины умеют пускать деньги на ветер гораздо лучше мужчин.
— А помнишь, как нас пригласили на какое-то мероприятие УВД? И как милиционеры с нашей подачи изображали пьяного ежика и кричали мартовскими котами — это суровые-то омоновцы!..
Но чтобы так завести народ, нужно работать, что называется, в поте лица. Неудивительно, что на своих вечеринках клоуны предпочитают не развлекать публику, а развлекаться самим. Правда, не все это понимают, некоторые заскучавшие гости начинают упрашивать их повеселить на халяву.
— Я однажды не вытерпел, сказал такому настырному: ты же строитель, так давай, топай в ванную — там плитку нужно приклеить, — улыбается Владимир Чертищев. — А когда хозяйка накроет на стол, я тебя позову. Тот удивился: мол, я же не на работе! И я, говорю, сегодня тоже не на работе.
Работа клоуна… «Бывает, вымотаешься за вечер, устанешь, — говорит Вовчик, — и вдруг в конце представления подбежит карапуз, глянет на тебя своими добрыми, доверчивыми глазами: «Ты хороший, дяденька клоун!». И на душе солнечно станет…»