Вызов на пожар поступил в середине дня. Камыш в Птичьей гавани горел на площади 90 га. В тушении пожара участвовали 8 пожарных автомобилей. Каких-нибудь несколько лет назад подобный случай привел бы к серьезным санкциям в Департаменте природных ресурсов. В то время, пока за этим ведомством наблюдал Госкомитет экологии, подобные происшествия могли бы как минимум повлиять на кадровую политику департамента. Но теперь иные времена — на протяжении последних лет это ведомство отдано под контроль субъектам федерации. По видимому, самому субъекту федерации, а именно городу, все равно, (сколько еще чаек сгорит на территории Омска.
Для Департамента природных ресурсов опасность возгорания не была новостью: в последний раз пожар такого уровня произошел «около четырех лет назад. Причины халатного отношения чиновников к Птичьей гавани понять сложно, ведь предотвратить пожар было можно с помощью простых и доступных, практически бесплатных методов. Достаточно было своевременно сделать откосы камыша, хотя бы в районе тридцати метров — этого было бы достаточно, чтобы возможное возгорание не привело к катастрофе. Так же можно было сделать контролируемый отжиг камыша еще в холода, по ледяному покрову, или, в крайнем случае, во время субботников, о которых столько говорил Департамент городского хозяйства. Но ни один из этих способов не был применен.
Если бы пожар случился месяцем раньше, то ситуация не была бы такой плачевной. Дело в том, что в эти дни как раз началось гнездование водно-болотных и водных птиц, которые потянулись к привычным местам и сгорели заживо вместе с кладками. По сообщениям экологов, в пожаре сгорела колония чаек, кряква, а также все птицы, что оказались в это время на территории возгорания. Конечно, это не последний день гнездования, и повторные кладки еще могут быть, но появившиеся позже птенцы будут хуже выкормлены, слабее, кроме того, не все птицы найдут себе пару после катастрофы. В результате уменьшится как видовой состав птиц, так и их общее число.