МЫ НЕ УТОНЕМ

Спасением граждан на воде озабочено МЧС и еще несколько структур

О том, что летняя жара и купальный сезон неумолимо приближаются, в прошлую пятницу свидетельствовали первые загорающие на пляже «Зеленого острова» граждане. Неподалеку от них главное управление МЧС по Омской области проводило смотр своих спасательных средств. Пригласили и все прочие организации, которые обязаны заниматься безопасностью на воде — от водной милиции до рыбоохранной инспекции. А речное пароходство еще и предоставило буксирный теплоход, замерший на якоре посреди Иртыша.

Позже пожарные, забравшись на этот теплоход и включив воду, показали, как они будут тушить пожар, к примеру, на острове. Технику и снаряжение огнеборцев можно было увидеть и у выстроившихся рядком машин оперативного реагирования городских округов. Начальник омского ГУ МЧС Владимир Гуржей пояснил: автомобили, находящиеся в распоряжении спасательных отрядов, предназначены для выезда к местам самых разных экстренных происшествий — и сложных пожаров, и дорожных аварий, и для спасения людей на воде. Генерал с удовлетворением заметил: «Три года назад у нас была всего одна поисково-спасательная группа. И она выезжала туда, где беда случилась — хоть в Омске, хоть в Называевске, хоть в Крутинке. А сегодня мы имеем 32 спасательных поста в сельских районах, кроме тех, что есть в каждом городском округе. И у каждого поста — такая машина со всем необходимым оснащением».

Спасательные операции на реках и других крупных водоемах входят в задачи и другого подразделения МЧС — Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС). Эта структура была передана в ведение Министерства по чрезвычайным ситуациям два года назад, и с тех пор претерпела большие изменения, в том числе и в нашем городе. Прежде всего, появилась новая техника. В омской ГИМС теперь есть быстроходные катера и еще более скоростной гидроцикл. «На этом «плавсредстве», — говорит генерал Гуржей, — можно догнать любого нарушителя».

Но спасатели МЧС приходят на помощь, понятно, только в чрезвычайных ситуациях, когда без них не обойтись. Дежурить возле пляжа верхом на гидроцикле и не пускать в воду чересчур «употребивших» граждан они не будут и не смогут — другой работы хватает. Обеспечивать каждодневную безопасность на воде по закону обязаны муниципалитеты. Поэтому на смотр пригласили руководителей городских округов, которым раздали методические рекомендации. Заняться же дежурствами на пляжах берется организация «Правоохранительный центр», городу остается только обеспечить спасателей лодками.

Представитель мэрии пообещал: через две недели весельные шлюпки купят. Владимир Гуржей сказал, что без этого ни один из городских пляжей не будет открыт. И заметил, что в прошлом году отсутствие спасателей было одной из главных причин закрытия пляжей. «Правда, тонут люди, в основном, не на пляжах. За 2005 год в области погибли в воде 152 человека, и почти все — в неприспособленных для купания местах. Тонут во всяких котлованах, а если на реке, то вне границ пляжей».

На смотре спасатели продемонстрировали, как они извлекают из воды погибающего человека. Естественно, «условно тонущий» был облачен в спасательный жилет. Показали и работу водолазов, которые ничего не вытаскивали, а осматривали дно, как положено перед началом купального сезона. А инспекторы ГИМС задержали моторную лодку с «условными нарушителями» — она мчалась по фарватеру, что категорически запрещено. Посмотрев заключительное прохождение плавсредств МЧС — можно сказать, небольшой водный парад, Владимир Гуржей сообщил, что подготовкой своих подчиненных доволен. А материальная база будет улучшаться. Современных водолазных костюмов и спасательного снаряжения хватает, новые же катера и моторки будут весьма нелишними.

На прошлой неделе специалисты управления Роспотребнадзора по Омской области взялись за минеральную воду — «Боржоми» и «Набеглави». Как известно, этим напиткам по распоряжению главного санитарного врача страны Геннадия Онищенко предстоит повторить судьбу грузинского и молдавского вина. Впрочем, омские санэпидемиологи утверждают, что лабораторные анализы доказывают огрехи грузинской минеральной воды. Общая минерализация, ионный состав и жесткость — не такие, какие указаны на этикетках.