ОМСКАЯ ЭНЕРГОСИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКИ ГОТОВА К РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ОТРАСЛИ

ОМСКАЯ ЭНЕРГОСИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКИ ГОТОВА К РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ОТРАСЛИ

Первый ход АК "Омскэнерго" - создание дочерних зависимых акционерных обществ "ТЭЦ-2" и "Кировская котельная"

19 мая на заседании правительства было принята черновая программа реструктуризации российской энергетики. Вся страна, затаив дыхание, ждет дальнейшего развития событий. Интрига развивается. Из тринадцати возможных вариантов правительство остановилось на одном. Неудивительно, что пакет предложений от Минэкономразвития принят пока в черновом варианте. Авторам дали месяц на доработку, но процесс уже пошел, и обратного хода не будет. Судя по всему, эпоха вертикально интегрированных структур, каковыми являются все сегодняшние АО-энерго, заканчивается. Как пояснил на всероссийской селекторной пресс-конференции заместитель министра экономического развития и торговли Андрей ШАРОНОВ, изменения направлены на децентрализацию отрасли, постепенный отказ от регулируемых тарифов и создание конкурентной среды. Тем не менее у каждого регионального АО-энерго своя специфика, поэтому и реструктуризация, при неизменном направлении вектора развития, будет проходить по-разному. Прокомментировать ситуацию для читателей «КВ» любезно согласился исполняющий обязанности генерального директора ОАО «АК «Омскэнерго» Александр МЯСНИКОВ.

План ГОЭЛРО-2

Проект основных направлений реформирования электроэнергетики, предложенный Минэкономразвития, рассчитан, как минимум, на 10 лет и делится на три основных этапа. Первый этап продлится до 2004 года и предполагает создание региональными АО-энерго стопроцентных дочерних акционерных обществ, которые будут заниматься транспортировкой электроэнергии. РАО «ЕЭС» должно разделиться по функциональным признакам на несколько дочерних горизонтально интегрированных структур. В итоге должны остаться 5-7 крупных генерирующих компаний, единый системный оператор, который будет обеспечивать надежность энергоснабжения, и организатор торговой системы. Затем все региональные сетевые компании объединятся в федеральный холдинг. Атомные электростанции — отдельный вопрос. Во всем мире эти объекты в силу понятных причин находятся в руках государства.

Уже на первом этапе, по словам Андрея ШАРОНОВА, должны появиться независимые производители электроэнергии, поскольку будет сектор нерегулируемой торговли (от 5 до 15 % генерируемых мощностей), где государство не станет диктовать тарифы. На этом же этапе должна произойти дооценка стоимостных активов.

Второй и третий этапы, на которые в общей сложности отводится 5-7 лет, направлены на дальнейшую децентрализацию отрасли и создание конкурентной среды. В первую очередь, это касается генерации и сбыта, то есть тех сегментов электроэнергетики, которые могут стать привлекательными для негосударственных инвестиций. Здесь влияние государства будет постепенно снижаться, а в итоге должна остаться лишь одна функция, контролируемая государством, — передача электроэнергии.

Местные реалии

По словам Александра МЯСНИКОВА, особенностью омской энергосистемы является ориентация на получение преимущественно тепловой энергии. Электроэнергия вырабатывается омскими ТЭЦ по так называемой комбинированной схеме, поэтому в летний период наблюдается ее значительный дефицит. В 2000 году на федеральном оптовом рынке электроэнергии (ФОРЭМ) Омская область закупила 32% от общей потребности региона. В 2001 году эта цифра едва ли уменьшится, а скорее даже, возрастет.

К созданию на базе ТЭЦ генерирующих предприятий в форме дочерних акционерных обществ компания «Омскэнерго» начала готовиться загодя, и никаких технических проблем на сегодняшний день нет. Пионерами в этом деле станут, скорее всего, ТЭЦ-2 и Кировская котельная. Если правительство окончательно утвердит план реструктуризации отрасли в таком виде, то из всех омских предприятий в федеральный генерирующий холдинг имеет шансы попасть только ТЭЦ-5 (предусмотрена нижняя планка по мощности — 500 МВт), да и то едва ли это произойдет, поскольку ТЭЦ-5 сильно «связана» выработкой тепловой энергии. Следовательно, все возможные преобразования в АК «Омскэнерго» не выйдут за рамки формирования конкурентного рынка тепловой энергии, а этот рынок, как признают и в правительстве, является, по сути, локальным, и его регулирование имеет смысл лишь на региональном уровне.

Что касается разделения сбытовой и транспортной функций в компании, то здесь, по мнению Александра МЯСНИКОВА, еще нет окончательной детализации. Непонятна судьба районных электросетей. Какие войдут в федеральный сетевой холдинг, до какого уровня мощности и в какие сроки — неясно. Сбытовая деятельность тоже имеет свою сложность. Сбытовые компании, взаимодействующие непосредственно с конечными потребителями, в сегодняшней ситуации могут стать самым слабым звеном, на котором затормозится прохождение финансовых потоков, как это уже произошло, к примеру, в Приморье, где Дальэнерго стало заложником оптовых перепродавцов. И вообще кто несет ответственность за конечный результат? Если региональные власти, то они тоже должны каким-то образом иметь влияние на процесс реструктуризации отрасли. Впрочем, осенью должен появиться федеральный Закон «Об электроэнергетике», над которым сейчас ведется интенсивная работа в Минэкономразвития. Этот закон определит все права и обязательства всех участников рынка электроэнергетики и, будем надеяться, даст ответ на большинство имеющихся вопросов.

Конкуренция с последующими инвестициями

Конечной целью реформ, по утверждению разработчиков программы, является привлечение в отрасль негосударственных инвестиций. Инвестиции в омскую энергетику, как считает Александр МЯСНИКОВ, вполне реальны. Можно ожидать появления небольших электростанций, когда инвесторы почувствуют возможность получения реальной прибыли. Правда, конкурентный рынок электроэнергии в нашем регионе реально существует лишь с апреля по сентябрь. Зимой, когда полностью загружены мощности омских ТЭЦ, то попутная электроэнергия, как правило, будет на порядок дешевле, нежели та, которую вырабатывают небольшие электростанции.

Вообще комбинированный способ получения электрической и тепловой энергии сильно недооценен. Так же считают и некоторые независимые московские эксперты. Все огромные издержки, которые якобы имеют место при производстве электроэнергии теплоэлектроцентралями, — это расхожий миф, возникший из-за российских особенностей системы учета и административного регулирования цен. Грубо говоря, чтобы удержать цену тепловой энергии на социально-приемлемом уровне, большую часть издержек относят на производство электроэнергии. Рыночное регулирование тарифов расставит все на свои места, и ТЭЦ смогут на равных конкурировать даже с большими федеральными тепловыми электростанциями

Поэтому наиболее вероятное направление инвестиций в энергетику нашего региона — в генерирующее оборудование на крупных котельных. Уже сегодня ряд промышленных предприятий Омска (к примеру, тот же Трансмаш) планируют установку такого оборудования. А возможность продавать излишки на свободном рынке только подстегнет этот процесс.

Также, по мнению Александра МЯСНИКОВА, возможны эффективные инвестиции в новое оборудование на имеющихся ТЭЦ. Уже ведутся переговоры с Межрегионгазом, Сибнефтью и другими потенциальными инвесторами об участии в проекте ТЭЦ-6. Там предполагается установка новейших турбогенераторов ПГУ-450 (мощность 450 МВт), причем их КПД почти в два раза выше имеющегося сегодня на других омских ТЭЦ генерирующего оборудования.