Здесь очень тихо. И кажется странным, что в стационаре для грудничков не слышно надрывного детского плача, который с порога режет слух в обычных детских отделениях районных больниц. Там мамы нежно укачивают на руках раскричавшееся больное дитя. К этим же малышам мамы не подходят совсем. Здесь лежат брошенные дети…
Городская детская больница № 4 принимает в свое специализированное отделение отказных детей со всего города.
— К нам малютки поступают по разным причинам, — говорит главный врач больницы Людмила Маслакова. — От одних матери отказываются в роддоме. Других органы опеки и представители силовых структур привозят сюда из асоциальных семей. Третьих, ребятишек-подкидышей, находит милиция и тоже везет к нам. Раньше дети, от которых отказались родители (этакие составляют у нас большинство), порой попадали даже в стационары для взрослых. Теперь специализированную медицинскую помощь все они получают в четвертой детской горбольнице.
Мы прошли с исполняющей обязанности заведующей стационарным отделением врачом-педиатром Ириной Зайцевой по палатам. Время — обеденный час, и в отделении тихо. Хорошее лечение и уход — одно объяснение спокойствия маленьких пациентов. Другое: эти дети больны. У многих не хватает силенок, чтобы громко выразить эмоции. А еще показалось, что крохотные человечки, преданные с первых минут и дней своего появления на свет родными и близкими, не зная с самого рождения щедрой родительской ласки и любви, приучились обходиться без них.
От здорового пятимесячного малыша Ванечки отказалась родная бабушка. Ее дочь умерла при родах, а внук бабушке, единственной родственнице сироты, оказался не нужен. Маленькую Светочку, заливаясь слезами, принесла в больницу молодая мама: ей предстояло лечиться год в тубдиспансере, ребенка же не с кем было оставить…
— Мама Светы звонит нам постоянно, интересуется состоянием дочери, — говорит Ирина Анатольевна. — Для тех, кто хочет общаться с детьми, мы раз в неделю по четвергам устраиваем дни свиданий. И есть немало случаев, когда наши детки возвращаются в родные семьи.
По статистике, из 70 детей отделения 29 малышей отправляются в социальные учреждения: дома малютки и ребенка. В среднем 8-9 ребятишек в год усыновляют. В прошлом году семья бывших российских немцев, уезжая на историческую родину, решила взять из больницы девочку. Недавно счастливые мама и папа малышки вновь обратились сюда и усыновили еще и мальчика. А медперсоналу привезли в подарок универсальную швейную машину.
В уютной маленькой столовой годовалых малышей учили есть с ложечки студенты медицинского колледжа. Симпатичной голубоглазой Кристине исполнилось уже полтора годика. Она с аппетитом уплетала картофель с мясом. Порция была большой, как для взрослых. «Неужели девочка все съест?» — не удержалась я от вопроса. «Все, — ответили медики, — и добавку может попросить. Кристиночку мы спасли от тяжелого врожденного порока сердца — сделали в областной больнице на Березовой сложную операцию. Так пусть поправляется!».
Студент второго курса Алексей Сосов кормил смуглого кучерявого цыганенка. Алексей приходит в отделение часто, поясняя, что здесь нужна его помощь и, поработав с детьми, он чувствует, будто побывал в храме… Кстати, посещает малышей, крестит их, начиная с самых слабеньких, местный батюшка. Маленькие ладанки и крестики прикреплены на кроватках у изголовья крошечек с тяжелыми заболеваниями.
Крайне тяжелые детки лежат в реанимации, где уход и наблюдение за ними ведут беспрерывно. Палата реанимации, по словам главврача Людмилы Маслаковой, открыта в больнице в начале нынешнего года:
— Нам удалось этого добиться, чтобы тяжелых больных не возить в разные концы города. Потихоньку оснащаем палату современной аппаратурой. Нам помогают в этом шефы. За что мы им очень благодарны, ведь проблема оснащения стационара новейшим оборудованием стоит еще остро: кроме реанимации, мы имеем отделение для детей с неизлечимыми болезнями нервной системы, врожденными патологиями…
В целом за год через стационарное отделение четвертой детской больницы проходит почти 300 мальчиков и девочек в возрасте от двух месяцев до трех лет. Большой процент составляют так называемые «отказнички». В связи с предполагаемым демографическим взрывом в стране медики опасаются, что малюток, поступающих к ним из неблагополучных семей, и отказных, станет еще больше. Так что в ближайшие годы медперсоналу больницы не грозит остаться без работы.