Превышение квот… на бюрократизм

В Омской области под угрозой разрушения оказалась целая сельскохозяйственная отрасль

Только в 2001 году в Омской области впервые появились официально зарегистрированные водные ресурсы и началось распределение квот на их добычу. Новая отрасль сельского хозяйства и новые налогоплательщики появились благодаря компании «К-Ником», пионеру промысла рачков гаммаруса и артемии на омских озерах. Это сырье для зарубежных производителей кормов для аквариумистики и зоомира добывают только в пяти регионах Сибири: Новосибирской, Тюменской, Курганской, Омской областях и на Алтае. За очень короткий период промысла (с начала мая до конца июня) бригады должны освоить квоты и обеспечить сырьем заказчиков, 95% которых — иностранные компании. Ежегодно отраслевой институт из Тюмени изучал объемы биоресурсов Омской области и увеличивал квоту области на вылов рыбы и добычу рачков. Стартовав с 600 тонн в 2001 году, в этом году квота достигла 1100 тонн, а число предприятий малого бизнеса, получающих квоты, выросло в несколько раз. Например, в 2006 году добычей биоресурсов впервые решил заниматься мужской монастырь из Саргатского района.

По словам директора фирмы «К-Ником» Олега Никифорова, в этом году из-за «чиновничьего беспредела» эта отрасль сельского хозяйства фактически ликвидирована: омские промысловики потеряли сезон, вынуждены возвращать деньги иностранным заказчикам, а на будущий год им придется начинать с нуля. Несмотря на несколько распоряжений министра сельского хозяйства области Николая Гущи, писем и распоряжений федерального минсельхоза, омский Россельхознадзор отказывается выдавать разрешение на выполнение работ по добыче гаммаруса. По словам Олега Никифорова, после того, как несколько явно надуманных причин отказа были опровергнуты, глава надзорного ведомства Борис Мишкин обратился к министру экономики Евгению Вдовину с требованием запретить добычу гаммаруса на основании «обращения общества охотников и рыболовов», а также в связи с угрозой распространения … птичьего гриппа (цитируется по тексту официального письма — прим. вып. ред.).

В соседних регионах проблемы с получением разрешений сельхознадзора были сняты, и промысловый сезон, пусть с опозданием, но начался. Омские же бригады так и не приступили к работе — а это около ста человек только в одной фирме. Убытки промысловиков оцениваются в несколько миллионов рублей, значит, бюджеты не получат налогов. Неизвестно, во сколько обойдется возрождение этого бизнеса. Сейчас Олег Никифоров готовит документы для обращения в суд, где интересы его компании согласился представлять известный омский адвокат Андрей Хабаров.