Реформа к радикализм несовместимы

Обычная история: сломался кран. Вы звоните в жилищную организацию, и вежливый диспетчер сообщает время, в которое придет слесарь. Он появляется вовремя и, не требуя алкогольного допинга, быстро устраняет поломку. Уходя, он не клянчит за свою работу никаких "премиальных".

Увы, о таком сервисе пока можно только мечтать. В реальной жизни мы привыкли к совсем другому отношению со стороны коммунальщиков. Многие омичи долго будут помнить осень 2000 года, когда уже лежал снег, а в домах не было ни отопления, ни горячей воды. Например, в родном ПЖРЭУ, когда удавалось дозвониться, в лучшем случае начинали рассказывать о многочисленных порывах на теплотрассах, а в худшем — недовольно ворчали, что нечего звонить из-за такого мелочного вопроса. Когда, дескать, удастся закончить ремонт — тогда и подключат дом к теплотрассе.

В середине ноября температура в квартире упала до плюс шести градусов. Работников ПЖРЭУ это ничуть не беспокоило. Они исправно получали зарплату и были вполне довольны жизнью, главный принцип которой: работа не волк — в лес не убежит.

Такая философия в ЖЭКах возникла не вдруг. Она сформировалась еще в годы застоя, когда было принято делать вид, что работаешь, а государство исправно платило зарплату.

Сегодня система жилищно-коммунального хозяйства — последний островок социализма, который не затронули перемены последнего десятилетия. Здесь нет ни конкуренции, ни качественного обслуживания. Только бесконечные просьбы об увеличении тарифов, необязательность обслуживающего персонала.

Реформирование ЖКХ стало проблемой государственного масштаба. Это признал и президент Владимир Путин во время пребывания в нашей области. На заседании президиума Госсовета он поручил губернатору Л. Полежаеву разработать концепцию реформы, по своей масштабности и значимости сопоставимой с приватизацией и переводом экономики на рыночные отношения.

До заседания президиума Госсовета концепция была представлена на обсуждение на заседании Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» и получила поддержку руководителей регионов, входящих в наш федеральный округ. На минувшей неделе Л. Полежаев выступил с докладом о реформировании ЖКХ перед президентом, правительством и всеми российскими губернаторами. Как признался Леонид Константинович на встрече с омскими журналистами, выступая на Госсовете, он очень волновался. Речь омского губернатора один из коллег назвал исторической. В отличие от программы Госстроя, где упор сделан на радикальность преобразований, в концепции рабочей группы Госсовета под руководством Л. К. Полежаева заложен принцип этапности и осторожности преобразований. Реформу предлагается проводить до 2010 года. Введение стопроцентной оплаты — это лишь одно из многих изменений. Федеральные газеты и телеканалы почему-то именно этому нововведению уделяют больше всего внимания. Разработчики концепции — а предложения рабочей группе поступали от депутатов, региональных лидеров, глав муниципальных образований — считают, что сегодня только незначительная часть населения может оплачивать полную стоимость коммунальных услуг. Большие поступления в жилищные организации не станут волшебной палочкой, которая все изменит. Невозможно в считанные месяцы отремонтировать все коммуникации, подъезды, крыши и подвалы. Вряд ли слесари перестанут вымогать деньги, а все работы будут проводить быстро и качественно. Гораздо важнее быстрого введения стопроцентной оплаты за коммунальные услуги изменить психологию коммунальщиков и обывателей, а также принять новые законы, регулирующие их отношения. Законодательство следует изменить таким образом, чтобы гражданин мог не оплачивать непредоставленные или некачественные услуги. Иски от граждан к коммунальным организациям суды должны рассматривать в кратчайшие сроки. Иначе разгильдяйство и безответственность в ПЖРЭУ не искоренить. Государство, в свою очередь, должно регулировать тарифы естественных монополий, от которых зависят коммунальные тарифы.

Стопроцентная оплата, по мнению губернатора, должна вводиться постепенно. С 2002 года сполна за коммунальные услуги будут расплачиваться самые обеспеченные. Тарифы увеличатся примерно в два с половиной раза. По самым оптимистичным прогнозам — не более 10 процентов населения. Тарифы увеличатся примерно в два с половиной раза. После 2004 года стопроцентная оплата будет введена для граждан со средним достатком. И только в 2009 году может быть введена всеобщая стопроцентная оплата.

Обязательное условие реформы — предоставление субсидий тем, чьи расходы по оплате жилья превысят 22 процента их доходов. Социальная направленность реформы проявится в ревизии предоставляемых льгот. По мнению авторов концепции, их не должны получать чиновники, сотрудники налоговых инспекций и полиции, прокуратуры, судьи. Гораздо честнее увеличить им зарплаты. Льготы должны иметь лишь наиболее уязвимые категории: ветераны войны и труда, инвалиды, многодетные семьи.

Заветной цели, когда коммунальные организации станут качественно обслуживать наши дома и своевременно проводить текущие и капитальные ремонты, мы вряд ли достигнем, если каждый из нас будет надеяться только на государство. Оно будет создавать лишь условия. Порядок в своих домах, без которого невозможно построить цивилизованное общество, мы должны наводить сами. Для этого создавать либо кондоминиумы, либо товарищества собственников жилья, которым и предстоит заключать договора по обслуживанию жилья. Эти структуры сформируют местное самоуправление, по-настоящему защищающее интересы горожан.