Последний романтик ХХ века

Последний романтик ХХ века

30 мая на 91-м году жизни скончался Алексей Николаевич Либеров - народный художник России, член-корреспондент Академии художеств России, лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина, участник Великой Отечественной войны, Почетный гражданин города Омска

Левитан и Нестеров, действительно, были его любимыми из русских художников, а из западных — импрессионисты. При разности творческих манер корифеев мировой живописи и нашего омского пейзажиста объединяет поэтическое отношение к окружающему миру природы. «В природе, как и в искусстве, заключена тайна, — говорил Алексей Николаевич. — Важно, чтобы природа жила в душе каждого художника, чтобы она была согрета его сердцем».

Он был пейзажистом по душевному влечению и призванию. Когда в 1939 году для дипломной работы в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Н. Е. Репина выбрал пейзаж, его учителя И. И. Бродский и В. А. Серов это не одобрили. С идеологической точки зрения это было неправильно. Позже тоже, бывало, критиковали за аполитичность и несовременность. Но он сердцем почувствовал: мое — и был верен своему выбору всю жизнь.

Этот выбор спасал от участия в политических акциях, конъюнктуры, чего мало кому из деятелей искусства его поколения удавалось избегать. Либерову удалось отстоять свое право на камерность темы и сохранить цельность своей позиции в искусстве.

А по сути, в лирике его пастелей сильный, непрямолинейный патриотизм.

Он побывал и работал в Казахстане, Средней Азии, на Дальнем Востоке и в Крыму, в Испании, Италии, Германии и Венгрии. Но лучше всего ему писалось дома. Он был влюблен в неброскую и неяркую природу Сибири и неутомимо искал новые ее образы и состояния. В его пейзажах много грусти. Алексей Николаевич и в жизни не был человеком жизнерадостным, скорее, тихим философом.

Ему дано было прожить долгую жизнь в XX веке, и он был очевидцем тяжких перемен, трагедий и потрясений. Выросший в интеллигентной семье, помнил еще старорежимную атмосферу воспитанности и хорошего тона, знал, что такое журфиксы, пикники, домашние концерты — все то, что определяло благородный стиль жизни открытым для гостей домом в первой четверти прошлого века. Эта печать интеллигентности была выразительно подчеркнута в его облике даже в глубокой старости. Он всегда выглядел аристократично. Может быть, поэтому лучшие омские фотографы так любили его снимать, помещать эти фотографии в своих авторских альбомах, и один кадр получался лучше другого.

А ведь был Алексей Николаевич и рядовым стрелкового полка, воевал на передовой под Ленинградом, Смоленском. И носил за спиной рисовальный альбом — куда денешься от призвания.

Фамилия Либеров неразрывно связана с Омском. В 1926 году его отец Н. Д. Либеров был приглашен из Томского университета в Омск возглавить кафедру диагностики в Медицинском институте.

Какого уровня был этот ученый, можно судить хотя бы по тому, что в кабинете знаменитого нашего академика В. П. Бисяриной всегда висел портрет профессора Либерова. А больнице водников решением городских властей было присвоено имя этого выдающегося омского медика.

Алексей Николаевич очень переживал, что это оказалось со временем почему-то забыто.

Он сам не раз в своей жизни не только искусством, но и гражданской позицией творил дела на благо Омска. Участвовал в отстаивании Свято-Никольского казачьего собора, когда хотели его взорвать. А в 1991-м его слово о Тарских воротах сыграло большую роль в том, что этот памятник был вскоре воссоздан.

В одном из первых номеров «Омского вестника» 10 лет назад мы опубликовали рассказ Алексея Николаевича о том, как этот памятник омской старины ломали танками. Он вспоминал это печальное событие по часам, по минутам. Художник был бессилен остановить варварство, но ему удалось увезти на саночках в свой гараж фрагмент с надписью «Тарские ворота». Ошеломляюще прозвучали со страниц газеты эти подробности, и после выхода газеты в редакцию позвонил руководитель фирмы «Стройподряд» С. Н. Оркиш с вопросом: «Мы готовы восстановить Тарские ворота. К кому обращаться?» Мы невнимательны к недавней истории, быстро забываем детали происходившего вчера. Но это было: авторитетное слово стало толчком к действию. А ведь Алексей Николаевич не любил трибун, говорил всегда тихо.

Ему выпало счастье при жизни получить свой дом — «Либеров-центр», наполненный детскими голосами и талантами. Мастер, воспитавший на худграфе много видных художников, в последние годы был окружен детьми.

Его работоспособность всегда поражала. Сколько пейзажей создано уже после 80-летнего юбилея! Он по-прежнему ездил в свои заветные загородные уголки за вдохновением. А писал в последние годы по памяти. Никакого понятия о «заслуженном отдыхе» не могло быть в его жизни, он работал даже в больнице, что, по мнению врачей, помогало ему справляться с болезнью.

В больнице он встретил и свой последний юбилей — 90-летие. Открывались выставки, приехали ученики, а он смотрел сюжеты о торжествах по телевизору, который установили в палате.

90 лет ему исполнилось 28 апреля. Народный художник России, член-корреспондент Академии художеств, лауреат Государственной премии, профессор — он получил все возможные звания и многолетнюю, верную и трогательную любовь поклонников искусства. О его пейзажах много раз писали и говорили как о выдающихся и замечательных. Он был вечный романтик и лирик в своем творчестве, а это всегда находит отклик в сердцах людей, особенно когда в окружающей жизни ощутимо не хватает задушевности и теплоты.

Когда бывает справедливо причислить деятеля искусства к классикам? Случается, спешат с таким объявлением, и время поправляет. Но в творчестве Алексея Николаевича Либерова так тонко сочетаются мощь художественной традиции и своеобычность, что разговор о нем как о классике русского искусства XX века вовсе не кажется преувеличением.

Омск потерял незаурядную творческую личность, неразлучно связанную с нашей землей, любовью и искусством.

НЕКРОЛОГ

А. Н. Либеров принадлежал к плеяде выдающихся деятелей отечественной культуры второй половины XX века и его творчество является неоценимым вкладом в русскую культуру. Он всегда оставался верен традициям русской реалистической школы и был многоплановым художником, но любимым его жанром являлся пейзаж, а главной темой творчества — сибирская природа.

Произведения А. Н. Либерова являются достоянием собраний почти всех художественных музеев России, в том числе Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея. Его работы также представлены во многих галереях стран Европы и Америки.

Долгая творческая жизнь Алексея Николаевича Либерова была связана с Омском. Он был сибиряком по рождению и по природе своего таланта.

В 1994 году в Омске был создан Государственный художественный музей «Либеров-центр».

Основатель художественно-графического факультета Омского государственного педагогического института (ныне — университета), А. Н. Либеров за годы преподавательской работы воспитал целую плеяду мастеров изобразительного искусства, продолжив свое творчество в учениках.

Имя этого выдающегося художника прочно вписано в историю отечественного изобразительного искусства.

Светлая память об Алексее Николаевиче Либерове навсегда останется в наших сердцах.

Полежаев Л. К., Варнавский В. А., Третьяков В. А., Голушко А. И., Артемов А. В., Белевкин В. Я., Белов Е. И., Грохотов А. В., Гуща Н. И., Жилин Н. С., Казанник А. И., Камерцель В. Я., Луппов А. М., Махнев В. А., Радул В. В., Тарелкин А. И., Фролова Н. К., Шрейдер В. Ф., Подосинников К. И., Шакенов А. А.