Леонид Киселев: "С "Сибирью" расстались без взаимных обид..."

Леонид Киселев: «С «Сибирью» расстались без взаимных обид…»

Леонид Киселев - фигура известная в истории омского хоккея. Тренер, который впервые привел "Авангард" к бронзовым медалям чемпионата страны, заложивший основы нынешнего существования клуба, всегда оставался в сфере внимания болельщиков - работал ли он в "Северстали", "Сибири" или управленческих структурах

В прошедшем сезоне новосибирская «Сибирь» выступила очень достойно и реально претендовала на выход в суперлигу. Не получилось… Команда пропустила вперед «Спартак» и «Крылья Советов», а Леонид Киселев лишился тренерского поста. Уход наставника новосибирского клуба сопровождался массированной атакой на тренера местной прессы, отголоски которой не могли не докатиться до Омска. Сегодня Леонид Киселев вернулся в родной город, и мы не могли не попытаться получить из первых рук информацию об обстоятельствах его ухода из «Сибири»…

— Леонид Георгиевич, после всего того, что написали о вас новосибирские спортивные газеты, не страшно встречаться с журналистами ?

— Ну как вам сказать… В Новосибирске пресса достаточно жестко отслеживала мою работу в течение последнего времени, это так. Однако, узнав о том, что руководство клуба не продлило со мной контракт, я через средства массовой информации поблагодарил новосибирских болельщиков, губернатора и прессу в том числе. Когда журналисты ругают тренера, пусть даже несправедливо, все равно это заставляет анализировать свою работу…
В Новосибирске, конечно, существовала оппозиция — и не только в журналистской среде, но и в региональной федерации хоккея. У нас ведь все знают, как тренировать хоккейную команду, футбольную… Такова тренерская доля. Хотя болельщики на сайте клуба активно высказывались в мою поддержку, сожалея о моем уходе.

— Я внимательно прочитал целый ряд газетных публикаций в новосибирской «Спорт-атаке». Похоже, здесь заказ виден невооруженным глазом…

— Если вы имеете в виду статьи одного одиозного новосибирского автора, то они там вообще не вызвали никакого резонанса. Об этих публикациях больше в Омске говорят, чем в Новосибирске. Данный журналист выполнял вполне конкретный заказ вполне конкретного человека, который очень хотел занять мое место, но он никогда его не займет.

— Однако эти статьи сыграли свою роль в непродлении контракта?

— Нет, просто все так совпало. Решение было принято, видимо, задолго до того. Задача была — войти в суперлигу, а я эту задачу не выполнил. Решение попечительского совета обсуждению не подлежит, оно вполне нормальное. То, что меня не пригласили на заседание -это дело совета, то, что клуб рассчитывает на нового главного тренера — это тоже дело совета. Нужно разделять кадровые решения с выпадами прессы в мой адрес. Там все было гораздо прозаичнее и мелочнее: «Спорт-атака» попросила у президента клуба десять пропусков на финальные матчи, президент отказал — ну и началось. Всю зиму и меня, и президента «Сибири» эта газета шпиговала, как хотела.

— Но обвинения выдвигались серьезные — в лакировке действительности, в договорных матчах…

— Бред сумасшедшего! Уже в Омск ко мне позвонил редактор «Спорт-атаки», и мы имели с ним сорокаминутный разговор. Я ему говорю: «Мы на восемнадцать очков ушли от команды Альметьевска, занявшей второе место в Восточной зоне, — этот отрыв можно заработать на договорных матчах? Когда после игры в Новосибирске снимают тренера «Химика» — могут быть такие договорные матчи? Как можно договориться на счет 12:2, 14:2? Так что же вы печатаете абсолютный бред человека, который хотел бы занять место второго тренера в случае, если бы к руководству «Сибирью» пришел заказчик этого материала?

— Бог с ней, с прессой… А вообще-то, Леонид Георгиевич, решение об отставке было для вас неожиданным?

— Да, конечно. Но у меня нет ни малейших претензий к решению попечительского совета. Ничего плохого в миграции тренеров нет. В прошлом году в «Ладе» отстранили Цыгурова, а сегодня он привел «Авангард» к серебряным медалям. Кто здесь что потерял, а кто приобрел? Единственное, что в такой ситуации неприятное, — это этика поведения некоторых журналистов и спортивных руководителей, которая нередко выходит за всякие рамки приличий. И уходить, и провожать нужно уметь достойно.

— На самом деле статистика показывает, что «Сибирь» под вашим руководством сделала рывок в перед…

— Главное, что на трибунах собиралось до десяти тысяч зрителей, лишние билеты спрашивали за две станции метро. Мы приучили новосибирского болельщика к победам. За те полтора года, что я проработал в «Сибири», команда поднялась с семнадцатого места на третье в высшей лиге. Год назад мы были в финале пятыми, в этом сезоне стали третьими. Шагов назад не сделано — это точно. Кроме того, мы за это время сумели собрать в команду игроков, которым в следующем году, я уверен, по силам, выйти в суперлигу.
И потом, удалось создать организационную структуру клуба, привлечь реальные инвестиции в новосибирский хоккей, при прямом участии губернатора области.

— И все же логика руководства клуба «Сибирь» мне не очень понятна. Когда команда явно прогрессирует, какой резон менять главного тренера?

— Я еще раз повторю: задача перед клубом стояла одна — выйти в суперлигу. Могли мы ее выполнить? Могли. Не выполнили? Не выполнили. Что уж тут обижаться?
Справедливости ради можно отметить, что и «Спартак», и «Крылья» были укомплектованы игроками гораздо лучше нас. Как признавался «Спорт-Экспрессу» Борис Майоров, финансирование «Спартака» в прошлом сезоне составляло три миллиона долларов. В «Сибири» эта сумма была в два раза ниже. В «Крыльях» играют защитники с суммой контракта 15 тысяч долларов в месяц — это уровень суперлиги. Конечно, подобные факторы сыграли свою роль.

Можно жаловаться на судьбу, на необъективное судейство, но я этого делать не буду. «Сибирь» могла пробиться в суперлигу, однако шанс свой не использовала. Отвечать за это должен главный тренер. Другое дело, что хорошая команда делается в три-четыре года, и «Сибирь» Сейчас находится лишь на середине этого пути.

— Вы за игрой «Авангарда» в этом сезоне наблюдали?

— Да, конечно, равно как и за всеми другими клубами. Искренне рад за команду. Понятно, что сейчас я не могу назвать «Авангард», своим клубом, но Омск — мой родной город и как омич не могу не радоваться серебряным медалям омских хоккеистов. Буквально на следующий день после последнего матча я поздравил по телефону Геннадия Федоровича Цыгурова, тех игроков, с которыми мы были вместе в «Авангарде».
Вообще, я рад что в моем городе работает такой первоклассный хоккейный специалист, как Геннадий Цыгуров. Думаю, что с его приходом возросла внутренняя дисциплина в команде, что и принесло свой результат.

— Хорошо, с «Сибирью» вы сейчас расстались без каких-либо взаимных обид и упреков. Что дальше? Есть ли у вас какие-то предложения от других клубов ? Или, быть может, существуют иные варианты?

— По крайней мере, сейчас я вышел на российский рынок хоккейных тренеров. Об этом знают и в федерации хоккея, и в министерстве спорта и туризма, и иные заинтересованные лица. Думаю, что в ближайшие две-три недели моя судьба должна будет определиться. Не исключено, что поступят предложения поработать в сфере организации спорта. Буду рассматривать все варианты.

— А если поступят какие-то предложения из Омска ?

— Об «Авангарде» речь, естественно, не идет. Если же поступят иные достойные предложения, в смысле востребованности каких-то моих организаторских способностей, то могу сказать, что буду рассматривать их в первую очередь. Я омич, люблю свой город и был бы счастлив здесь работать.