Даниэль Руманов: "Я ВСТРЕТИЛСЯ В OMCKE С ДУXOM ОТЦА..."

Даниэль Руманов: «Я ВСТРЕТИЛСЯ В OMCKE С ДУXOM ОТЦА…»

В музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля работает первая выставка из цикла, посвященного российским коллекционерам и меценатам

Она называется «Собиратель А.В. Руманов (1878-1960)» и включает в себя 15 произведений русского и западноевропейского искусства разных эпох. История их появления в фондах омского музея по-своему драматична, поскольку связана с национализацией культурных ценностей из частных собраний после революции 1917 года.

Инициатором выставки стал Государственный Русский музей Санкт-Петербурга, где и хранится основная часть румановской коллекции. На торжественном открытии экспозиции присутствовали сотрудник Русского музея Елена Яковлева (именно она впервые исследовала историю коллекции) и сын собирателя Даниэль Руманов, приехавший по этому случаю в Омск из Парижа. Кстати, потомок эмигрантов первой волны заметно волновался и изъяснялся по-русски с легким акцентом.

По словам почетных гостей, Аркадий Руманов был личностью неординарной. Сын часовых дел мастера, получивший образование в Царскосельской гимназии и Петербургском университете, неожиданно разбогател благодаря выгодной покупке акций Путилова. Юрист по образованию, он стал известен в дореволюционной России как журналист, литератор, меценат, собиратель произведений искусства. Среди его друзей — многие поэты и художники серебряного века и русского зарубежья. Будучи человеком известным и влиятельным, возглавлял, в частности, петербургское отделение газеты «Русское слово» и журнал «Нива». Обширное собрание Руманова состояло из нескольких коллекций, включая живопись, гравюры, акварель, скульптурные работы, старинные монеты и портретные миниатюры XVIII века.

Послереволюционный «красный террор» и аресты заставили Руманова эмигрировать из России, оставив в Петрограде ценнейшую библиотеку и огромное собрание культурных ценностей, в котором имелись произведения Врубеля, Рериха, западноевропейских художников… Часть коллекции затем бесследно исчезла. Собрание было национализировано и в 1920 году на нескольких подводах доставлено в Русский музей. Произведений искусства, «экспроприированных» у прежних владельцев, в его запасниках оказалось так много, что в 20-х годах он передал часть другим музеям страны. Так в Омске и оказалась живопись из румановской коллекции…

По признанию Даниэля Руманова, небольшая и камерная по духу омская выставка составлена искусствоведами со вкусом и отражает пристрастия его отца к живописи. Рядом с работами А. Бенуа, И. Грабаря и К. Петрова-Водкина, к примеру, можно увидеть два эскиза Н. Рериха — «Замок» и «Гнездо преблагое — глазам прельщение». В другом разделе выставки внимание зрителей привлекает живопись Сальватора Розы, Теобальда Мишо, Франса Франкена, других европейских мастеров.

Разумеется, кое-кто из гостей выставки поинтересовался, не собирается ли потомок собирателя заявить свои права на коллекцию. На что г-н Руманов ответил: для него важнее не вопрос о собственности, а дань памяти и уважения человеку, чье имя на долгие годы было незаслуженно предано забвению. Омская выставка в этом смысле символична. «Я словно встретился здесь с духом своего отца», — признался Даниэль Руманов.