Это может показаться неправдоподобным, но именно столько времени ежедневно проводят у телефона сотрудники службы «09» Омского филиала ОАО «Сибирьтелеком». Корреспондент «Четверга» побывал «на другом конце провода» и лично убедился в том, что говорить целый день по телефону возможно. Правда, небезопасно.
НЕ МУЖСКОЕ ЭТО ДЕЛО
Как выяснилось, занятие это только для женщин. За всю историю службы «09» за телефоном справочной не сидел ни один мужчина. И когда автор этих строк захотел отвечать на вопросы абонентов, мне безоговорочно отказали: «Не мужское это дело!»
В справочно-информационном цехе, куда поступают тысячи звонков, по телефону одновременно разговаривают около пятидесяти телефонисток. Впрочем, телефоны у них необычные — один наушник и микрофон, так что каждый раз брать трубку телефона им не приходится. Звонки автоматически поступают в аппарат.
— Алло, здравствуйте, говорите, — эту фразу телефонисты повторяют в день, без шуток, тысячу раз. Но когда бы мы, клиенты «09», ни позвонили, голос на том конце провода звучит бодро. И каждого клиента телефонисты терпеливо выслушивают, даже если в трубку раздается несусветная ругань или плач.
— Вообще-то служба «09» дает телефоны только тех абонентов, которые включены в базу данных, — говорит Лариса Шевцова, заместитель начальника справочно-информационного цеха службы «09». — Но нам всякое приходится выслушивать и отвечать на самые неожиданные вопросы. Например, по праздникам нам все время звонят и спрашивают, когда и где будет салют. Видимо, омичи считают, что наши телефонисты в курсе всех событий в городе. Впрочем, в этом есть доля правды.
ЧТО ЗНАЕТ «09»?
Например, случился где-то большой пожар, на справочную «09» начинают поступать звонки: как позвонить спасателям, куда обратиться за социальной помощью, где предоставляют жилье для погорельцев? Или, скажем, на носу новогодние праздники, телефонисты выслушивают сотни вопросов, где проходят торжества и куда лучше пойти и т.д. — иногда клиенты ставят телефонистов в тупик.
Зато в справочной службе вам всегда скажут номера телефонов больниц, поликлиник, аптек, областной и городской администрации, школ, детских садов, различных предприятий и организаций, коды городов России и ближнего зарубежья. Но не только…
— Ой, девочки, помогите, — слышны всхлипы в трубке. — Потерялся внучек. Пошел погулять и не возвращается, уже темнеет на улице. Что делать?
В таких случаях телефонисты, как правило, уже знают, кто может помочь. Сотрудники «09» не просто дадут нужный телефон, но и ласковым словом одарят.
— Часто людям нужна помощь, но где ее можно получить, мало кто знает, — говорит Лариса Шевцова. — Поэтому все наши телефонисты держат в памяти множество номеров горячих линий и центров помощи населению.
— У меня сынок — наркоман, сам бы рад лечиться, да лечение нам не по карману, — плачет женщина в телефоне. — Есть ли у нас в городе благотворительная помощь больным наркоманией?
Ну как тут не помочь? Бывает, что двадцати отпущенных на разговор секунд не хватает: вопросы задают сложные. Телефонистам приходится советоваться с коллегами, куда лучше обратиться с той или иной проблемой.
И СМЕХ, И СЛЕЗЫ
Клиенты могут до слез рассмешить телефонисток. То название улицы переврут, что живот от смеха надорвешь, то вопрос поставят так, что думаешь: а не бредит ли клиент?
— Звонит мужчина, говорит: «Мне нужен телефон магазина на улице Бори Хмельного», — с улыбкой вспоминают телефонистки. — А однажды позвонила девушка: «Помогите разыскать любимого!» Телефонист отвечает: «Скажите, пожалуйста, его фамилию и где он живет». Девушка: «Да мне все равно, как его зовут и где он живет. Самое главное, чтобы он был высокий и с голубыми глазами».
Но иногда у сотрудников справочной службы складывается впечатление, что люди звонят в «09» не затем, чтобы спросить телефон, а, так сказать, отвести душу, обругав последними словами человека на том конце провода. Тут телефонисту ничего не остается делать, кроме как выслушать и вежливо убедить собеседника, что он не прав. Ведь ответить тем же телефонисты не имеют права. Они не могут даже написать жалобу на абонента. Выслушают и промолчат, а потом хоть навзрыд реви. Выручают опять же коллеги: успокоят, чаем отпоят — что делать, со всеми бывает. Да уж, у телефонистов должны быть железные нервы. И хотя молоко за вредность им не дают, но в список вредных профессий специальность телефонистов давно включили.
На сегодняшний день базу данных омской службы «09» составляют примерно 200 тысяч номеров. Новые адреса и телефоны вносятся только с письменного разрешения абонентов. А сама справочная служба «09» работает каждый день с восьми утра до десяти вечера. Но звонки поступают вплоть до глубокой ночи. Увы, полуночным клиентам никто не ответит.