В рамках юбилейного проекта, посвящённого 40-летию Омского симфонического оркестра, в нашем городе состоялся концерт звезды мирового уровня — японской скрипачки Саяки Шоджи. Но омичей больше интриговал инструмент Шоджи: в руках у гениальной японки скрипка работы Страдивари, чьё имя, кажется, способно затмить славу любого исполнителя. Впрочем, Саяка Шоджи с этим в корне не согласна. Как признаётся 22-летняя скрипачка, только в России она встречает афиши, на которых крупным шрифтом написано «Страдивари», а ниже, совсем мелко, — имя исполнителя: сама по себе скрипка не играет, и жизнь ей способен дать только хороший музыкант.
Когда около пяти лет назад эта скрипка «Йоахим-Араньи» попала в руки Саяки, играть на ней было почти невозможно. На старинном инструменте давно никто не играл, и он будто заснул. Чтобы «разбудить» скрипку, понять её «характер», Саяке потребовалось почти два года. И только недавно к скрипачке пришло чувство того, что с инструментом они разговаривают на одном языке и, можно сказать, стали друзьями.
Но помимо радости общения такой друг приносит и немало хлопот. Хранить его необходимо в специальном чехле, напичканном датчиками и прочей электроникой, как космический корабль. В какой бы точке планеты Саяка не находилась, она обязана в определённое время являться к специалистам и представлять скрипку для осмотра. Радует скрипачку только то, что рядом с ней не ходит команда охранников. Ведь, несмотря на то, что этот бесценный с культурной точки зрения инструмент имеет весьма внушительную рыночную стоимость — около четырёх миллионов евро, продать его невозможно. Скрипок работы Страдивари в мире осталось около семисот, и история каждой из них специалистам хорошо известна. Конечно, есть опасность вандализма, но есть и страховка.
Предыдущий инструмент Саяки Шоджи был тоже не из простых — работы Амати. А впервые она взяла в руки скрипку, когда ей было пять лет. В десятилетнем возрасте Саяка уже начала профессиональную карьеру. Правда, для того чтобы раскрыть полностью своё дарование, ей пришлось покинуть родину и учиться в Италии, Израиле и Германии. Сегодня Саяка Шоджи — одна из самых востребованных исполнителей. Её концертный график плотно расписан. Города и страны постоянно мелькают перед её глазами. И неизвестно, успевает ли она запомнить лица музыкантов лучших оркестров мира, с которыми приходится работать.
Зато любители классической музыки узнают Саяку не только по манере исполнения, айв лицо. Тем более что японская скрипачка обладает экзотичной для европейцев внешностью. Хотя иногда это обстоятельство играет с ней забавные шутки. Так, во время обеда в одном из ресторанов Омска вокруг её столика собрался едва ли не весь персонал заведения. Официантки в умилении прижимали руки к груди и восторженно восклицали: «Ванесса Мэй!». При упоминании имени китайской поп-скрипачки Саяка Шоджи едва не подавилась.