К счастью, у театров нет возраста. «Странное выражение»,- скажет вдумчивый читатель. Но согласитесь, что человек к семидесяти годам начинает дряхлеть: появляются морщины, силы уже не те, да и фантазии на то, чтобы придумывать что-то новое и интересное, уже не хватает.
В театре же все иначе. Вот, например, «Арлекин» в этом году отмечает свои семидесятилетний юбилей. Совсем недавно этот «старичок» помолодел: переехал в новое здание, самое современное и красивое, где воплощены новейшие конструктивные решения. Уже само строение напоминает о поднимающемся занавесе, а что говорить о том, что внутри?! Разве опишешь словами зимний сад, огромный Большой зал с прекрасной люстрой и уютный камерный Малый?! Нет, никаких слов не отыскать! Можно только увидеть своими глазами все это великолепие.
Но не только «внешность» театра говорит о его молодости. Это и труппа, в которую живительной струей и весьма органично вошли молодые актеры: Дмитрий и Наталья Войдак, Марина Зеня, Александр Кузнецов и Мария Поздняк…
Но продолжает удивлять и «старая гвардия» театра: Эдуард Ураков просто фонтанирует энергией на сцене, завораживает зрителя и заставляет поверить, что куклы, с которыми он работает, — живые. А еще новые креативные спектакли… И фестиваль. Ill региональный фестиваль театров кукол Сибири, который прошел на сцене театра с 22 по 30 сентября. В гости к «Арлекину» приехали театры из Новосибирска, Барнаула, Красноярска, Улан-Удэ, Читы, Тюмени, Озерска и Иркутска.
Впервые фестиваль предложил омичам программу, ориентированную не только на детскую, но и на взрослую аудиторию. В конкурсной программе было 11 спектаклей для детей и 8 спектаклей для взрослых. И если для детей театры предлагали достаточно «классический» репертуар: «Царевна-лягушка», «Золушка», «Конек-горбунок», то взрослые смогли увидеть репертуарные спектакли, которые обычно идут в драматических театрах. Это и «Евгений Онегин», и «Маленькие трагедии» по Александру Пушкину, и «Стрелец» по Леониду Филатову, и «Сон в летнюю ночь» Вильяма Шекспира, и «Эзоп» Гильермо Фигерейдо.
Что меня поразило? Прежде всего разнообразие жанровых форм в современном кукольном театре. Здесь можно увидеть все, начиная от драмы и заканчивая балетом. Резко бросается в глаза следующая тенденция: театр стремительно отходит от стандартных форм подачи спектаклей. Теперь помимо классических ширм и веревочек зритель может увидеть бумажных и пластиковых кукол, разнообразные маски и даже актеров, которые не просто водят куклу по сцене, но и исполняют полноценную роль в спектакле. И кукла, и человек постоянно меняются местами, и в конце спектакля ты уже перестаешь замечать, что героиня — маленькая женщина из папье-маше, а герой — высокий мужчина из кожи и плоти. Актер настолько одушевляет куклу, что кажется: не существует никаких нитей, тянущихся к человеческой руке. Есть только нити, соединяющие душу актера и душу куклы.
14 работ участвовали в конкурсе. По итогам конкурса жюри, членами которого стали ведущие специалисты по театру кукол из Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани, Томска, определило лауреатов фестиваля. На фестивале было учреждено 8 наград жюри: диплом «За лучший спектакль», «За лучшее музыкальное оформление спектакля», «За лучшую женскую роль» и «За лучшую мужскую роль», были премии «За честь и достоинство», а также «Приз прессы» и премия «За служение театру».
И вот уже давно отгремели последние овации, вручены все дипломы и произнесены все поздравительные речи театру-юбиляру. И мы с нетерпением будем ждать следующий фестиваль, который, несомненно, удивит нас еще больше, подарит еще больше эмоций и преподнесет бездну самых неожиданных сюрпризов.