ГОРОД КРАСИВЫХ ЛЮДЕЙ

ГОРОД КРАСИВЫХ ЛЮДЕЙ

Каждый человек - неповторимая индивидуальность. В то же время у отдельных социумов, языковых групп существуют общие черты, которые сформировались под влиянием исторических, природных, климатических условий

Когда мы говорим об этих различиях в масштабах наций, мы называем это менталитетом и национальной культурой. Но даже в пределах одной нации есть свои подтипы, чьи различия обусловлены влиянием конкретного места, где родился и живет человек.

Например, наш город Омск отличается даже от своих ближайших соседей — Новосибирска, Челябинска. Разительно — от Москвы. В той же степени отличаются от жителей этих городов и сами омичи — совокупностью неких признаков, объединяющих всех нас. Подсознательно, наверное, это отмечали все, кому удавалось посещать другие города. Олег Анатольевич Шалев, главный психотерапевт Омской области, заведующий лабораторией психологии, уверен, что некий обобщенный портрет омичей существует.

Расположение города Омска уникально: место пересечения двух рек — «тихой» Омки и «землероя» Иртыша (так многие лингвисты переводят с тюркского название реки) — тихого внешне, но с сильными подводными течениями, женского начала и бурного, активного и агрессивного мужского. Эта двойственность сказывается во всем.

Название города мужское — Омск, но произошло оно от женского. Так и энергетика города: очень сильное активное мужское начало слегка тормозится всегда подспудно присутствующей энергией женской. «Сдерживаемая сила, спокойствие, уверенность в себе» — так можно определить общую энергетическую волну города.

Такие же и омичи — спокойные, чуть заторможенные, в хорошем смысле, уверенные в себе люди. Очень характеризует жителей города то, как они ведут себя в общественном транспорте. Омичи говорят между собой тихо. Быть громким, оживленно жестикулировать — не принято. Если начинается автобусная склока, которая в других городах выросла бы как снежный ком и клокотала уже после того, как зачинщики вышли, у нас она тут же гасится, тормозится остальными пассажирами.

Слияние энергетики мужского и женского начала обусловило то, что у омичей и омичек в равной степени развиты и собственные родовые качества, и качества противоположного пола. Это значит, что мужчины в большинстве своем не только сильны, умны и логичны, но и умеют тонко чувствовать, у них развита интуиция — признаки, характерные для женского начала. На втором месте — «мужественный» тип мужчины, тот, в котором обострены и развиты активность, агрессивность, ум, логика. «Женственного» типа мужчин в Омске очень мало.

Большинство омичек — женщины с типичными признаками женского начала и элементами мужского. Они не только очень красивы, чувствительны, но и умны, активны. Это женщины, которые реализуются и в семье, и на работе. Они прекрасные матери и жены, при этом не боятся конкурировать с мужчинами ни в общественной жизни, ни на дорогах за рулем автомобиля.

«Мужественных» женщин, с более развитыми мужскими качествами, и женщин «женственных», зависимых, ведомых домохозяек, в Омске процент примерно равный, но он невелик. Все женщины красивы чрезвычайно, что сразу замечают гости нашего города. Как считает Олег Анатольевич, это происходит благодаря богатому генофонду. У нас же на территории Омска кто только не жил: крестьяне и авантюристы, ссыльные и коренные жители. В результате получилось сильное, здоровое племя.

Город на первый взгляд производит впечатление европейского, но на самом деле по духу он восточный, азиатский. Если присмотреться, это видно даже по архитектурным решениям — сказывается на расположении входа в административные здания. С парадного входа, с фасада, зайти туда можно редко. Как правило, вход изнутри, в обход, со двора. Такое же поведение и восприятие у омичей — лобовые вещи у нас не проходят. Мы не прямолинейны, мы не задаем прямых вопросов, мы идем в обход. Даже омские успешные бизнесмены именно так ведут свои дела. Не прямо, как принято на западе, а как восточные; купцы — хитро, в обход, «закольцовывая» собеседника, партнера.

Мы достаточно консервативны и настороженно относимся ко всяким нововведениям, это осталось в нас от административного города — крепости, каким являлся Омск. Достаточно административен город и сейчас, с четкой вертикалью власти и приверженностью традициям. В этом мы схожи с Санкт-Петербургом. Омичи ценят спокойствие, стабильность, ровное течение жизни. Поэтому они не падки на сенсацию, не любят чернухи и эпатажа, не любят, когда что-то меняется и их выводят из равновесия. Может быть, именно поэтому Омск входит в «красный пояс» — это всего лишь ностальгия по стабильности и ничего больше. Омичи не приемлют страшных новостей, особенно сейчас, когда город устал от склок и передряг. У нас вообще все спокойны и терпимы, даже студенчество не буйное, не активное, как в других городах, оно почти не живет общественной жизнью.

По наблюдениям Олега Шалева, по реакции на стимулы, внешние раздражители омичи относятся к циклоидному типу: то есть у них чередуется период активности с периодом спада. Спады в городской жизни происходят, как правило, в сентябре-октябре и январе-феврале. В эти месяцы город как будто находится в спячке, замирает деловая и общественная жизнь. В той же степени омичи — тип приспосабливающийся и любящий удобства. Типичный омич и сам любит удобства (в одежде, мебели, вообще в жизни), поэтому с ним удобно и другому. «Как за каменной стеной» — это про омичей.

Немного присутствует в городе и омичах некоторая демонстративность. Мы любим себя показать, гордимся собой и городом, но при этом визуальный ряд никогда не выходит за рамки хорошего тона и не является кричащим. В городе есть единый стиль, которому подчинено все. Даже реклама, которая в других городах агрессивна и бьет в глаза, в нашем городе не выходит из рамок. В женщинах больше демонстративности, в мужчинах — циклоидности. Есть в городе и определенный мистицизм, люди, на чье поведение он влияет, наталкивая на мистические размышления. Это отголоски присутствия на омской территории древних ариев, построивших здесь свои городища. Мы живем в «городе на городищах».

Омск — ярко выраженный город кинестетиков, воспринимающих мир через собственные чувства, ощущения тела. Омичи говорят медленно, негромко. Мы не спешим. Нам важно потрогать, прочувствовать, понять. Ключевые слова, посредством которых большинство омичей объясняет окружающий мир, o «я чувствую», «я переживаю». Визуалов, для которых важнее видеоряд, объясняющих мир через фразы «я вижу», «я так это представляю», в Омске совсем мало. В основном это те, кто активен: бизнесмен, руководитель, громко говорящий и жестикулирующий. Развито у омичей и аудиторное восприятие — у нас много музыки, она звучит отовсюду. Тем не менее кинестетическое восприятие у омича развито гораздо сильнее. К примеру, омичи чаще посещают драматический театр, чем музыкальный. Драмтеатр кинестетикам ближе. Хотя, казалось бы, театр драмы — это в первую очередь визуальный ряд. По наблюдениям Олега Анатольевича, наш театр кинестетичен и все ведущие актеры, по сути, кинестетики, что они и привносят в игру.

Даже салют омичи смотрят по-особому: они не столько смотрят картинку, сколько ловят сами ощущения. Бизнес тоже определяется кинестетичностью омичей. Очень хорошо у нас развит рынок продовольственный, бизнес, связанный с одеждой, вообще с тем, что приносит чувственное удовольствие. Процветают развлекательные заведения, кафе — омичи любят отдыхать. Омск поэтому производит впечатление какого-то курортного города. Плохо развит рекламный рынок — омичи почти не воспринимают видеоряд. Реклама должна затрагивать их чувства, а чтобы омичи ей поверили, они должны услышать оценку товара от другого человека. В целом же бизнес несколько тормозит сдерживающая сила города.

Омску никуда спешить не надо. У нас удивительно самобытный город. Мы ни на кого не стараемся быть похожи, нам не надо за кем-то гнаться. У нас достаточно собственной силы и скрытых интеллектуальных и энергетических ресурсов, из которых мы черпаем по мере надобности. Мы город, чья энергия обращена внутрь самого себя.