В конце апреля погиб рабочий ОАО «Матадор-Омскшина». Он попал под движущийся задним ходом электрокар и от тяжелых травм скончался. Вообще же с января 2001 года только в Октябрьском административном округе зарегистрировано 6 случаев тяжкого производственного травматизма. По мнению помощника прокурора Октябрьского округа Ольги ДОРОШЕНКО, руководство предприятий округа слишком мало внимания уделяет вопросам охраны труда. Именно поэтому растет производственный травматизм.
Негде развернуться
В ОАО «Матадор-Омскшина» ситуация сложилась так, что водитель электрокара не смог развернуться в узком коридоре и вынужден был сдавать задним ходом. Видимо, в силу ограниченной видимости он не успел вовремя затормозить, когда из бокового коридора неожиданно вышел мужчина. В результате наезда пострадавший получил тяжелые травмы и через два дня скончался в больнице. В настоящее время проводится автотехническое исследование. Специалисты должны дать свое заключение о степени виновности водителя исходя из конструктивных особенностей электрокара и прочих факторов. После этого уже будет принято решение о возбуждении уголовного дела или административного производства.
Как считает Ольга ДОРОШЕНКО, какая-то часть вины за этот несчастный случай все же лежит на администрации акционерного общества. Согласно Кодексу законов о труде, именно руководство предприятия должно обеспечивать своим работникам безопасные условия труда, а в данном случае гибель человека могла быть связана с непродуманной схемой движения электрокара.
Никто не спорит, что КЗоТ уже не до конца отвечает современным требованиям даже с учетом многочисленных изменений и дополнений (принят он в 1964 году), а производственный травматизм имеет массу причин. Одна из них — это неосторожные действия самих пострадавших, как это произошло, к примеру, в ОАО «Омскшина». Оператор диагонально-резательной машины решила поправить рукой перекосившееся полотно металлокорда. В результате ей зажало руку прижимным механизмом и дисковым ножом срезало все пять пальцев. Следствие не установило ничьих умышленных действий, но виновность администрации предприятия имеет место быть и в этом случае.
Показательно, что оба акционерных общества — «Омскшина» и «Матадор-Омскшина» достаточно благополучные в финансовом плане среди других омских предприятий. Видимо, в погоне за прибылью некогда думать о безопасности работников. Мол, если кому-то не нравится — пусть уходит. Не могу утверждать, что именно так рассуждают все работодатели, но с подобным мнением приходилось сталкиваться неоднократно.
Неприятные мелочи
Вообще, как говорит Ольга ДОРОШЕНКО, нарушения законодательства о труде стали уже нормой среди руководителей. Среди неблагополучных предприятий Конструкторско-технологический институт технического углерода Сибирского отделения академии наук (КТИТУ СО РАН). Вредные условия труда в опытном производстве накладывают на администрацию определенные обязательства, однако, ссылаясь на скудное бюджетное финансирование, руководство института их игнорирует.
Постоянно обращались в прокуратуру с жалобами на директора ОАО «ОПОГАТ-2» Артура БРАЙДТА и директора ОАО «Сибирская хлебная компания» Романа ПАШНИНА. И того, и другого уже привлекли к административной ответственности за многочисленные нарушения трудового законодательства. К примеру, в ОАО «ОПОГАТ-2» сложилась незаконная практика заключать договоры с водителями о полной материальной ответственности. Причем зарплату не выдают до тех пор, пока не удержат весь материальный ущерб. Как жить водителю, который за 5-6 месяцев работы не получил ни копейки?
Артур БРАЙДТ уверяет, что такая жесткая политика — это единственный способ справиться с вороватыми работниками. Доходит, мол, до того, что прямо на глазах у руководства они сливают бензин из баков автомобилей предприятия. Тем не менее после прокурорских проверок руководство ОПОГАТ-2 нашло возможность задуматься и о здоровье, и о материальном благополучии своих работников.
Что касается ОАО «Сибирская хлебная компания», то его директора Романа ПАШНИНА ждут, судя по всему, новые встречи с прокуратурой. Трудно поверить, что при наличии двух собственных элеваторов (один из них в городе Калачинске) компания испытывает большие финансовые трудности, поэтому придется владельцам немного потратиться на обеспечение безопасных условий труда.