ПЕРВОИСТОЧНИК ЗАМУТИЛИ

Имя омского писателя Евгения Даниленко, получившего в 1999 году областную литературную премию им. Ф.М. Достоевского за роман "Танчик", в последние годы все чаще упоминается в ряду значительных авторов новой российской прозы

12 октября на экраны страны вышел фильм «Меченосец», снятый по одноименному, роману нашего земляка. Еще до начала проката фильм внесли в число главных событий года. Проснулся ли автор романа знаменитым? Об этом и о многом другом Евгений Даниленко рассказал на пресс-конференции в омском Доме журналиста.

Все началось с того, что роман попался на глаза продюсеру Сергею Сельянову («Брат», «Блокпост», «Война», «Жмурки», «Мне не больно»). Он долго искал режиссера, в результате остановился на кандидатуре Филиппа Янковского. Сценарий тоже создавался на конкурсной основе, лучшей продюсер признал версию Константина Сынгаевского. Сам Евгений Даниленко, как человек в кино еще не очень сведущий, в работе над сценарием участия не принимал. Результат, однако, показался ему упрощенным. А о самом фильме он отзывается следующим образом: «Сев в зрительское кресло, я благополучно убил в себе автора литературного первоисточника. Как простому зрителю, мне показалось, что были удивительные попадания, но при этом лично мне не хватало глубины. Я не понял, о чем этот фильм. Если бы не всякие ляпы, нестыковки и благоглупости, это была бы мощная видеозвуковая фреска об ангеле смерти, полюбившем земную женщину. Вообще, картина имеет к роману косвенное отношение». По мнению же автора этих строк, фильм действительно получился довольно нудным боевичком с потугами на мистику. Поступки героев часто лишены какой бы то ни было мотивации. Режиссура Филиппа Янковского, отказавшегося от привычной творческой манеры, очень невнятна. Хороши только зрительные образы, очень выразительные лица Чулпан Хаматовой и дебютанта Артема Ткаченко, внешне чем-то напоминающего врубелевского Демона. А еще — холодная дождливая осень. Она становится здесь символом вечной неприкаянности, природы, отторгающей убийцу. Поклонник Чехова, Бунина и Толстого, Даниленко признается, что хотел бы подобно последнему написать «роман большого дыхания». Автобиографический роман. Это то, что касается литературных планов. Ну а так как в его жизни появилось кино, то сейчас Евгений пишет сценарий для восьмисерийного фильма «Горло режет бритву». Сам — чтобы хоть как-то контролировать процесс. Писательство Даниленко считает способом духовного выживания, психотерапией, возможностью «контрабандой» протащить собственные идеи в мир клипового сознания и продюсерского кино, где талант и творчество не играют большой роли. Продюсер «заказывает музыку» и привлекает людей, которые будут не творцами, не художниками, а кинематографической обслугой. А «качество» фильма будет определяться количеством трупов. Что же касается пришедшей к нему популярности, Евгений Даниленко с иронией замечает: «Я продолжаю жить так же, как жил. У меня по-прежнему одни штаны, один свитер. Два свитера — это для меня слишком сложно». Будет ли продолжение «Меченосца», зависит от того, какую кассу соберет фильм. Думается (к счастью!), небольшую; судя по полупустому даже в выходные дни кинозалу. А вот в том, что сам роман будет еще не раз вызывать интерес, Даниленко не сомневается. Препарирование жестокости и насилия — уж больно все это животрепещущее. «И боюсь, — признается автор, — что актуальным будет еще много лет».