ДВЕ ВЫСТАВКИ НА БУКВУ «П»

9 октября в выставочном зале Лома художника открылась выставка "Омская пастель", посвященная 95-летию со дня рождения народного художника России Алексея Либерова

А 11 октября на стенах зала расположились картины с выставки «Пленэр 2006».

Пастель — самая любимая мной техника. Она стоит как бы между живописью и рисунком, и поэтому в ней есть и та бесконечная яркость, и та свежесть красок, присущая живописным полотнам, и то отсутствие бликов и солнечных пятен на поверхности картины, которое создает удивительную глубину рисунка.

По признанию искусствоведов и организаторов выставок, пастель — весьма капризная дама. Ее хрупкость и сыпучесть не позволяют часто экспонировать произведения. Но если появляются подобные выставки, то это сродни празднику. Потому что у меня картины, нарисованные в этой технике, создают впечатление, что за окнами идет теплый весенний дождь, даже если на картине будет нарисован меланхолический осенний пейзаж.

«Пастель» — солидная выставка. Здесь представлены картины двадцати одного омского художника, отражающие разные жанры, традиционные и авангардные течения, начиная с 1960 годов и заканчивая нашими днями. В выставке принимают участие солидные мэтры, уже не первый год держащие в руках кисти и краски. Среди них ученики Либерова Владимир Долгушин, Михаил Разумов и Александр Макаров. А также такие известные художники, как заслуженный художник России Иван Желиостов, заслуженный художник России Валентин Кукуйцев, Георгий Катилло-Ратмиров, Татьяна Колточихина, Виталий Одринский, Григорий Олиферов, Сергей Патрахин, Анатолий Чермошенцев и другие. Экспонируются работы самого Алексея Николаевича Либерова, который является известнейшим мастером пастели.

Представленные на выставке произведения демонстрируют зрителю преобладание в пастельной живописи омичей пейзажных мотивов. Поэтому не случайно «Омская пастель» практически неотделима от другой выставки — «Пленэр 2006», которая традиционно, еще с советских времен, проводится в Омской организации Союза художников России. В этой экспозиции, может быть, борются, а может, перекликаются между собой маститые авторы, такие как Георгий Кичигин, Виктор Маслов, Татьяна Бугаенко, и плеяда молодых художников — выпускников и студентов института искусств ОмГПУ. Среди юных дарований мне особенно хотелось бы отметить имена Светланы Костиковой с ее неповторимыми «Солнечными ритмами», Ольги Бондаревой, которая отыскала необыкновенно милый и простой «Иркутский дворик», Зою Минееву и ее «Зарисовки Санкт-Петербурга» и Катю Трескину, которая, видимо, часть лета провела на «Стройке».

«Пленэр» — выставка масштабная. В ней принимает участие 50 авторов, а в экспозицию включено около 150 работ. Где только не побывали омские художники в этом году! Это уже упомянутый Иркутск и Миасс, Питер, Сургут, Тобольск, а также Алтай, Словакия, Белоруссия и даже Нью-Йорк. И конечно, не забыли художники и про наш родной город Омск, который летом прекрасен как никогда.

Все картины необыкновенно яркие и экспрессивные, ведь, попав в новый для себя город, человек смотрит на него глазами младенца. В первый раз город предстает перед человеком в самом прекрасном своем обличье, показывает самые необыкновенные места, которые с течением времени уже не удивляют бесконечно, а становятся буднично-привычными. У художников есть необычайно важное умение — видеть глазами младенца даже привычные вещи. С этой позиции мне было очень интересно посмотреть на уголки родного города. И они предстали предо мной в другом свете, под другим углом. Главное, не забыть эти приобретенные на выставке навыки, постоянно смотреть на мир таким зрением — зрением художника. И тогда тебе действительно откроются чудеса даже в самых обычных фасадах домов. И, проходя по улице родного Омска, задрав голову, ты вдруг увидишь причудливую золотую саламандру почти под самой крышей дома или действительно разглядишь ту самую «тетку» на крыше Омского драматического театра, и поймешь, какая она красивая, а еще с горки увидишь, как органично вписывается Любинский проспект в пространство города. Особенно летом, когда зеленые крыши перекликаются с голубым небом и кронами деревьев на горизонте у Никольского собора. И подумаешь: «До чего же здорово, что я живу в самом прекрасном городе на Земле!»