На последнем заседании горсовета депутатам предложили рассмотреть проект решения, которое должно упорядочить распределение платы за землю в соответствии с Бюджетным кодексом. Не желая вступать в конфликт с правоохранительными органами, народные избранники приняли вопрос к рассмотрению. Видимо, на одном из ближайших заседаний они окончательно утвердят новый порядок распределения средств, поступающих от сдачи в аренду, и земельного налога. Согласно бюджетному законодательству, эти деньги в полном объеме должны поступать на счета органов федерального казначейства. Раньше, как показала проверка городской прокуратуры и УМНС по Омской области, этого не было.
На протяжении последних четырех лет депутаты горсовета несколько раз принимали положения, которые регулировали распределение средств, поступающих от аренды земли и земельного налога. Так, в 1997 году было утверждено положение о порядке размещения временных объектов. Согласно ему, вся плата за землю, на которой размещались эти объекты, поступала на отдельные бюджетные счета и субсчета администрации города и окружных администраций с последующим зачислением в местный бюджет. В этом же документе предусматривалось зачисление земельного налога на специальный бюджетный счет горадминистрации.
В 1998 году был утвержден порядок зачисления средств за пользование землями, которые не относятся к землям общего пользования. В нем прописано, что эти деньги должны поступать на отдельный бюджетный счет департамента недвижимости. Кроме того, ежегодно горсовет утверждал решения, которые регламентировали вопросы распределения арендной платы за землю. То есть после того, как они поступали на тот или иной бюджетный счет, происходило их деление. Так, деньги от аренды земельных участков распределялись следующим образом: 10% оставалось ДН, 60% поступало в бюджеты округов, 24% — направлялось в кадастровое бюро, а 6% доставалось Главомскархитектуре. Из этого следует, что все арендные деньги поступали в распоряжение органов местного самоуправления, иначе говоря оставались в городе.
Однако уже в Законе «О федеральном бюджете на 1999 год» было прописано: арендная плата за землю и земельный налог должны в полном объеме поступать на счета органа федерального казначейства, а потом распределяться между бюджетами различных уровней. Проще говоря, те деньги, которые город получал в виде платы за землю под временными объектами или в виде земельного налога, должны были полностью направляться в казначейство, а уже оттуда в городской бюджет. Процент отчисления средств из казначейства в городскую казну установлен на федеральном уровне и составляет 50%. Несмотря на все это, депутаты горсовета проигнорировали изменения, произошедшие в законодательстве, и вовремя не внесли изменения в решения, касающиеся распределения «земельных» денег, которые приняли раньше. Не сделали они этого и в 2000 году, когда в силу вступил Бюджетный кодекс. И все бы ничего, но прокуратура совместно с Управлением по налогам и сборам по Омской области провела ряд проверок в департаменте недвижимости и выявила серьезные нарушения бюджетного законодательства.
В апреле 2001 года в горсовет поступило представление прокурора, в котором депутатов призвали устранить нарушения. Иначе говоря, от них потребовали внести изменения в принятые ранее решения в той их части, где речь идет о распределении платы за землю. Поскольку народным избранникам как-то не с руки вступать в конфликт с законом, они приняли к рассмотрению «замечание» правоохранительных органов и на прошедшем заседании горсовета приняли к рассмотрению вопрос об упорядочении платы за землю на территории города. Возможно, на следующем заседании этот вопрос будет решен окончательно.
Если это произойдет, то все деньги за аренду земель и земельный налог будут поступать в казначейство, а потом распределяться по бюджетам различных уровней. По всей видимости, город после этого потеряет солидную часть «земельных» денег. Например, в прошлом году, как следует из проекта решения горсовета «Об исполнении бюджета города за 2000 год», земельный налог в казну должен был поступить в объеме 80 миллионов рублей. В итоге удалось собрать более 82 миллионов. Арендной платы за землю должны были собрать 1 миллион 585 тысяч рублей, а поступило в бюджет — 1 миллион 845 тысяч. Все эти деньги остались в городе. По федеральному законодательству эти средства надо было направлять в казначейство. Следовательно, на долю города после этого перепало бы денег намного меньше.
По предварительным данным проверки городской прокуратуры и УМНС, город недоплатил в бюджеты различных уровней не один миллион рублей. Пока в налоговой инспекции не захотели называть конкретных сумм, но пообещали, что в скором времени их можно будет обнародовать.